Примерное время чтения: 9 минут
1361

Виктор Ишаев о Фонде развития Дальнего Востока: Схему работы надо менять

Сюжет Интервью с политиками
Виктор Ишаев. Фото: www.russianlook.com

Сколько получит на свое развитие Дальний Восток? Нужен ли нам российский офшор? Когда на Дальнем Востоке будет быстрый и дешевый интернет? На эти и другие вопросы корреспондента АиФ.ru ответил министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе Виктор Ишаев.

Про инвестиции

АиФ.ru: Правительство страны недавно утвердило государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Какие суммы планируется выделить региону?

Виктор Ишаев: Из бюджета – 3,8 трлн рублей. Но не надо забывать, что эта сумма рассчитана до 2025 года с учетом двух тысяч проектов, которые значатся в программе. Общая стоимость госпрограммы – 10,6 трлн рублей. Минвостокразвития России предложило 5 вариантов программы, и был выбран оптимальный. Он вбирает в себя указы и поручения президента, а также решения правительства.

АиФ.ru: Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона в начале апреля подвергся критике Дмитрия Медведева. Он заявил, что «возникают вопросы о дееспособности» этой структуры. Почему в нынешнем виде Фонд оказался неэффективен?

Виктор Ишаев: Схему работы Фонда однозначно надо менять.

Доходность предприятий в среднем по Дальнему Востоку составляет 12%, а банки сегодня предлагают деньги под 15%. Это неподъемные суммы. Следовательно, у Фонда должна быть доходность 8-9%, или на уровне размера инфляции. Возможно, при этом потребуется сделать из Фонда некоммерческую организацию или вновь увеличить его капитализацию, расширить спектр деятельности. Итог этой реформы должен быть один – сделать кредиты доступными. Только так мы сможем стимулировать развитие новых предприятий и реализацию новых проектов на Дальнем Востоке.

Минвостокразвития России еще в прошлом году совместно с Фондом определило приоритетные инвестиционные проекты, реализация которых целесообразна при его поддержке. Сейчас на рассмотрении в Фонде находятся два первоочередных проекта. Первый –  строительство мостового перехода в Еврейской автономной области, по которому пойдет в Китай после обогащения руда, лес, уголь, продукция соевого кластера. Второй – проект развития металлургического кластера.

Дмитрий Медведев и Виктор Ишаев Дмитрий Медведев и Виктор Ишаев. Фото Дмитрия Астахова, РИА Новости

АиФ.ru: После банковского кризиса на Кипре звучали предложения о том, чтобы организовать в России собственную оффшорную зону – на Дальнем Востоке. Это предложение прорабатывается всерьез? Каковы перспективы появления такой зоны?

Виктор Ишаев: Офшор – не самоцель. Но почему бы и нет? Если мы стремимся к финансовой стабильности, правовому государству, то этим надо заниматься. Разработать особые налоговые условия, рычаги государственного регулирования, заранее предусмотреть риски.

Для начала нам надо повысить ликвидность финансовых рынков, увеличить объемы свободного обращения акций российских эмитентов, продолжить создание Международного финансового центра. То есть создать такую финансовую систему, такой налоговый режим, при котором деньги выгодно инвестировать внутри своей страны.

Опыт проведения АТЭС во Владивостоке и другие крупные проекты показывает, что за счет господдержки можно привлекать крупные частные инвестиции, которые в дальнейшем должны максимально замещать бюджетные средства.  Мы ожидаем притока частных инвесторов, несмотря на то, что вложения во многие проекты региона имеют длительный срок окупаемости. В этой связи принятие госпрограммы развития Дальнего Востока – хороший сигнал инвесторам: «мы вам гарантируем, что вы сможете вести бизнес согласно закону», «мы обещаем вам защиту инвестиций». Это новый системный инструмент реализации экономической политики Правительства РФ, он дает инвесторам долгосрочные - на период до 2025 года – перспективы и ориентиры.

АиФ.ru: Вы не раз говорили о том, что ресурсная база Дальнего Востока должна послужить экономическому развитию региона. Как идет разведка запасов нефти и газа на Дальневосточном шельфе. Кто может или готов стать инвестором проекта, в какие сроки планируется приступить к его реализации?

Виктор Ишаев: Госпрограмма предусматривает прирост добычи газа в 3,3 раза, и нефти – в 2,6 раза. Чтобы выйти на эти показатели, предстоит проделать большой объем работы, в том числе по освоению континентального шельфа. Сейчас в России разработкой шельфа могут заниматься только компании с долей госучастия более 50%. Таких компаний всего две — «Газпром» и «Роснефть». Их представители говорят об успешной и планомерной работе, хотя и признают сложности с разведкой новых участков. По расчетам экспертов, запуск новых добывающих проектов на Дальнем Востоке возможен к  2020 году.

Про транспорт

АиФ.ru: С апреля по октябрь на авиаперевозки между городами европейской части России и Дальнего Востока действуют льготные тарифы. Под действие льгот подают лица моложе 23 лет и старше 60. Будут ли льготы распространены на все возрастные категории пассажиров?

Виктор Ишаев: Пассажирооборот в прошлом году на воздушном транспорте вырос на  17%.

В том числе за счет субсидирования ряда маршрутов. В целом по России льготными тарифами воспользовались полмиллиона пассажиров. Это хорошее достижение, учитывая удаленность дальневосточных и северных территорий. В прошлом году по программам субсидирования межрегиональных, местных авиаперевозок и льготных перевозок с Дальнего Востока в центральную часть России было выделено более 5 миллиардов рублей. Государство на эти цели в 2013 году выделяет авиакомпаниям ассигнования в размере 6,5 млрд рублей. Сумма значительная. Но если возможности федерального бюджета позволят расширить категории льготников, то это обязательно будет сделано.

АиФ.ru: Двухчасовой перелет внутри Дальневосточного федерального округа стоит порой дороже, чем 8-часовой до Москвы. Будет ли расширен список льготных маршрутов внутри ДФО?

Виктор Ишаев: Бесконечно расширять этот список нецелесообразно. Проблему надо  решать комплексно. Здесь три главных направления: субсидирование воздушных перевозок, субсидирование лизинга воздушных судов и содержание ФКП - федеральных казенных предприятий. Как правило, они создаются на базе аэропортов регионального и местного значения, которые из-за хронического недофинансирования в прежние годы пришли в плачевное состояние. Сейчас стоит задача привести их в норму. Основные меры по повышению доступности воздушного транспорта для населения изложены в госпрограмме «Развитие транспортной системы». Ее реализация позволит не только увеличить авиационную подвижность населения на региональных и местных линиях в 2 раза по сравнению с 2012 годом, но и обеспечит реализацию указов Президента в части обеспечения транспортной доступности удаленных регионов.

АиФ.ru: Ранее сообщалось о планах наладить морское пассажирское сообщение с городами-соседями. Когда можно ждать реализации этих намерений?

Виктор Ишаев:В прежние годы на Дальнем Востоке действовали десятки речных и морских пассажирских маршрутов. Некоторые из них после долгого перерыва возобновляются. Например, Петропавловск-Камчатский, где в прошлом году началось строительство современного морвокзала. Оттуда в Вилючинск - город подводников - начнет курсировать судно на воздушной подушке «Арктика». Думаю, новый вокзал станет морскими воротами Камчатского края. К тому же, благодаря близости к международным судоходным линиям порт Петропавловск-Камчатский может стать частью международного транспортного пути между Юго-Восточной Азией и Западным побережьем Северной Америки. Это логично встраивается и в схему Северного морского пути.

Виктор Ишаев, Владимир Путин и Вячеслав Шпорт Виктор Ишаев, Владимир Путин и Вячеслав Шпорт. Фото Алексея Дружинина, РИА Новости

До 2020 года на развитие портовой инфраструктуры Дальнего Востока (а это 28 из 64 российских морских портов) за счет внебюджетных источников будет направлено около 100 млрд рублей. В рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» предусматривается развитие портовой инфраструктуры социальной направленности, строительство паромов для переправы Ванино–Холмск.

Развитие пассажирских перевозок необходимо, но что касается паромной переправы на Сахалин, то она себя изжила. Поэтому я все-таки считаю необходимым строить на остров мостовой переход.

Про сейсмоукрепление

АиФ.ru: На Камчатке высокая сейсмоактивность, и периодически возникают слухи о возможных разрушительных землетрясениях. В госпрограмме «Социально-экономическое развитие ДВ и Байкальского региона» нет пункта о новом сейсмостойком жилье на полуострове, зато за счет федеральных средств проводят сейсмоукрепление старых зданий.  Почему вкладываются средства в старый жилой фонд вместо строительства нового, сейсмоустойчивого?

Виктор Ишаев: Здесь нет противоречий. Практически весь Дальний Восток находится в сейсмоопасной зоне, поэтому новые дома стоятся с учетом сейсмичности. Укрепление старых зданий актуально для Камчатского края и Сахалинской области. Но от этой практики необходимо постепенно отказываться, так как сейсмоусиление старого дома обходится дороже, чем строительство нового. В ближайшей перспективе следует отдавать предпочтение малоэтажной застройке, с использованием легких строительных материалов. Есть хорошие примеры. В Петропавловске-Камчатском уже появился великолепный новый жилой микрорайон, построенный по федеральной программе сейсмоусиления.

Есть ли достоверный прогноз землетрясений на 2013 год?>>

Про информационные технологии

АиФ.ru: Виктор Иванович, как, по Вашему мнению, следует ликвидировать неравенство регионов в сфере информационных технологий? Далеко не везде развит Интернет, его цена в 10-12 раз выше, чем в центральной части России, не везде развивается цифровое телевещание.

Виктор Ишаев: Причина такого положения - слабость российской космической группировки, обеспечивающей услуги связи для Дальнего Востока. В связи с этим мы предлагаем во время первого запуска космического аппарата с создаваемого в Амурской области космодрома «Восточный» вывести на орбиту отечественный спутник связи. Только так можно начать ликвидацию цифрового неравенства, которое характерно именно для Дальнего Востока.

Надо также прокладывать новые волоконно-оптические линии связи. Операторы «большой тройки» уже договорились о строительстве ВОЛС «Красноярск-Владивосток». В этом году возобновятся работы по прокладке 200 км ВОЛС от Сахалина на Камчатку и до Магадана. В декабре 2012 года оптика пришла в Якутск – это был инвестиционный проект компании «Транстелеком». Нам нужно сделать все, чтобы развитие Дальнего Востока осуществлялось не только за счет механического прироста инвестиций, но и за счет высоких технологий.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах