Снимите ценник!
Причём просчитано: писать нужно не меньше -30%, иначе покупатели не клюнут. «У большинства магазинов одна цель - продать с как можно большей выгодой, причём здесь и сейчас, - говорит маркетолог Анна-Мари Саркисян. - Ни один российский продавец не готов жертвовать и уступать, выходя в ноль, как это часто бывает в Европе, где распродажа (товар отдают по себестоимости) - способ освободить полки магазина для новой коллекции».
«Чтобы убедиться, что скидка есть, смотрите на этикетку товара. На ней обязательно должна быть размещена информация о цене до скидки и после. Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца указывать цену до скидки! Видите только одну цифру? Требуйте у продавца техническую документацию на товар, в которой цена до скидки указана. И не только она: здесь же описание основных потребительских свойств, условия приобретения, срок службы», - говорит Алёна Зеленовская, адвокат Национальной юридической службы. Продавец не согласен? Ссылайтесь на ст. 10 закона «О защите прав потребителей», которая обязывает продавца незамедлительно предоставлять эту информацию. Снова нет? Фиксируйте неправильно оформленную этикетку, вывески «скидка» и подавайте жалобу в Роспотребнадзор. Кстати, есть магазины, где продавцы и охрана запрещают фотографировать их товар. Это незаконно! «Конституция не допускает ограничения прав граждан в получении информации, а закон «Об информации» относит сведения о товаре в магазине к общедоступным - снимать ценники и вещи в нём можно», - говорит А. Зеленовская.
Карточка? Зря!
Частый сценарий распродажи - завысить цену на 50%, подержать её несколько дней и скинуть эти проценты. «Чтобы такое исключить, пользуйтесь специальными сервисами в Интернете и мобильном телефоне, которые позволяют отследить историю цены в конкретном магазине и сравнить её с ценами у других продавцов», - советует Вячеслав Поспелов, организатор проектов в области потребительского маркетинга. Особенно важно сравнивать цены на товар, если у вас есть карта лояльности магазина - накопительная или скидочная. «Такая карта привязывает покупателя к магазину. И даже если в другом месте товар дешевле, вы идёте в магазин, карта скидок которого у вас есть», - продолжает эксперт. На наличие карты, если скидка по ней не превышает 15%, лучше не ориентироваться, считают маркетологи.
А чтобы не потратить лишнее, определите и запишите список покупок с перспективой на год - так вы сможете учесть выгодные сезонные покупки (см. инфографику).
Календарь экономного покупателя
Когда выгоднее покупать те или иные товары? Вместе с маркетологом Анной-Мари Саркисян мы составили потребительский календарь. Во все другие периоды слово «скидка» на витрине, скорее всего, просто уловка.