Особенно стесняются это делать мужчины. И зря — на этом и наживаются торговые сети. Как? «АиФ» собрал самые распространённые случаи из жизни, а эксперты Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» посоветовали, как не дать себя облапошить.
Подменили цены...
► Ирина, как всегда, взяла с прилавка привычный недорогой сыр. Но на кассе оказалось, что кусочек потянул на 500 руб.
Что делать. На сыре был наклеен штрихкод с ценой и весом более дорогого швейцарского продукта. Всегда смотрите, что именно написано на ценнике. Нередко в магазине их путают намеренно.
► Игорь купил в супермаркете целую гору товаров. А дома жена, проверив чек, выяснила, что вместо двух упаковок йогурта Игорю пробили четыре, а вместо одного коврика для ванной он якобы взял два.
Что делать. Как это ни банально, проверяйте чек прямо в магазине — можете даже отойти от кассы, пропустив следующего покупателя, встаньте недалеко и потратьте лишнюю минуту. Экономия может быть очень существенной. Ещё лучше, если во время покупки вы следите за тем, что пробивает продавец, на экране кассы, обращённом к покупателю, — там высвечиваются количество товара и его цена.
► Юлия закупила в гипермаркете продукты на неделю. И только дома заметила, что в чеке у неё значится бутылка алкогольного коктейля за 120 руб., который она не покупала.
Что делать. Кассиры нередко пробивают товары, которые вы совсем не брали. Возвращаться в магазин из-за 100 руб. никто не будет. На то и расчёт. Совет всё тот же — проверять чек.
► Владимир увидел в магазине рекламный плакат, который обещал скидку в 7% при покупке 10 бутылок минеральной воды. Однако при оплате оказалось, что скинули только 6%.
Что делать. Разница в сумме небольшая, но ведь пообещали именно
И увеличили...
► Вячеслав отоваривался после мужчины: тот купил лишь хлеб и жевательную резинку. Когда Вячеслав изучил чек, увидел, что эти товары включены и в его счёт.
Что делать. Иногда кассиры грешат тем, что приплюсовывают товары предыдущего покупателя к вашим. Обычно этого никто не замечает, ведь суммы, как правило, небольшие. Следите за тем, что покупаете.
► Олег и Татьяна отправились в магазин экономкласса. Перед прилавком с растительным маслом долго не могли найти ценники: они стояли вразброс, непонятно, к чему относились. На кассе выяснилось, что они взяли масло не за 50, а за 80 руб.
Что делать. Нередко ценники путают и переставляют местами намеренно, чтобы вы взяли товар подороже. Ещё одна уловка — выставить в торговом зале один ценник, а на кассе пробить сумму больше. Объяснение простое — якобы цены повысились, а таблички поменять не успели. Не поддавайтесь: по закону вам обязаны продать товар по той цене, которую вы увидели. Ссылайтесь на ст. 426 Гражданского кодекса РФ и ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».
► Галина Николаевна купила 1,5 кг замороженной рыбы. Когда дома рыба оттаяла, оказалось, что её вес уменьшился до 950 г. Почти половину денег покупательница отдала за лёд.
Что делать. Если вы покупаете замороженные продукты (дары моря, мясо, рыбу, фрукты, овощи, грибы, ягоды), выбирайте те, на которых нет слоя льда. И деньги сэкономите, и получите более качественный товар: толстый ледовый налёт означает, что продукт размораживался и снова замораживался и полезных веществ в нём не сохранилось.
Мнение эксперта
Олег Фролов, юрист Общества защиты прав потребителей:
— Во всех описанных случаях, как правило, речь идёт о небольших суммах. Поэтому люди предпочитают не устраивать скандалов. К тому же, если вы вышли из магазина и обнаружили обман только дома, доказать приобретение лишнего товара будет уже невозможно. Именно на невнимательность и неконфликтность покупателей рассчитывают продавцы. Даже если каждого тысячного покупателя обмануть на рубль, в итоге получится приличная сумма. Судиться с магазином из-за мелкого обмана — дело хлопотное, а возмещение морального ущерба обычно не стоит потраченных усилий.
Однако отметим, что на практике потребители могут отстоять свои права. Знайте, что, просмотрев чек, не отходя от кассы, и обнаружив ошибку, вы вправе не оплачивать покупку — требуйте пересчёта. Если покупка уже совершена, но вы заметили обман, требуйте возврата денег. Если продавец отказывается это делать, вызывайте администратора магазина. Чаще всего он предпочтёт решить спор на месте. Если общего языка с руководством магазина вы не нашли, оставьте запись в книге жалоб и предложений о нарушении ваших прав — многие продавцы этого боятся. И обратитесь в Роспотребнадзор с жалобой на магазин, чтобы они провели проверку торговой точки. Деньги не вернёте, но хлопоты обидчикам доставите.
Читайте также
Честный обман: 8 самых бессовестных рекламных трюков