Советские автоматы с газировкой - одно из светлых воспоминаний о былых временах. Нынешние автоматы выдают напитки только в пластиковых бутылках или металлических банках. Хотя не так давно появились и такие, где можно купить молоко в розлив. Быть может, и газировка с сиропом скоро вернётся?
Позади планеты всей
«Автоматизированная торговля как инновационный путь развития мелкой розницы. Инфраструктура комфорта» - так называется концепция интервенции в московскую среду того, что сегодня называется новомодным английским словом «вендинг», а 30 лет назад звалось просто автоматами.
«В СССР стояли автоматы с газировкой. Работал даже полностью автоматизированный магазин на бывшей улице Чехова», - вспоминает Алексей Немерюк, руководитель столичного Департамента торговли и услуг. Даже продажу святой воды в храмах, по его мнению, можно считать вендингом с тысячелетней историей.
Но увы, стремительная инфляция 90-х сделала советские автоматы, принимавшие монеты по весу, неработоспособными и тем самым остановила развитие этого вида торговли на десятилетия. И до сих пор наша статистика в этом отношении выглядит весьма грустно на фоне других стран.
Европейская вендинговая ассоциация насчитала у нас 110 тыс. автоматов, а российские эксперты - только 69 тыс. Разницу объясняют тем, что в первом случае считаются настольные автоматы в барах и ресторанах, а также автоматы двух мировых гигантов в производстве прохладительных напитков, ввезённые ими в Россию. Но даже более оптимистичная цифра европейцев слишком мала в пересчёте на население. Один автомат на 2600 человек. Больше только в Китае (6430), Турции (6069) и Индии (4892).
Наверстаем!
Нельзя сказать, что автоматы, в которых что-то продаётся, для нас в диковинку. В метро таким образом можно купить газету, в бизнес-центрах или вузах - чай-кофе, чипсы-газировку. И всё же в торговом обороте столицы вендинг слабо представлен. В продовольственном секторе, в частности, он «откусывает» пока только 0,2%.
Справка | |
---|---|
Вендинговые автоматы устанавливают в городском пространстве с ведома нескольких «хозяев» этого самого пространства, которые и назначают плату за аренду земли под них. Это: ■ Московский метрополитен - автоматы в переходах между станциями и вестибюлях. ■ Гормост - автоматы в подземных переходах. ■ Департамент культуры - автоматы в парках города. ■ Департамент торговли и услуг - автоматы на улицах и в других местах открытого городского пространства. |
По данным Национальной ассоциации вендинговой торговли, всего в столице 20 тыс. автоматов и около 30 крупных операторов. Но в расширении этого сектора ассоциация видит перспективу для развития малого бизнеса. Поддержка со стороны городской власти делает эту перспективу более чем реальной.
Около 10 тыс. автоматов должно прибавиться в Москве уже в этом году. Их установят в аэропортах, на вокзалах, транспортно-пересадочных узлах, где потребность в быстрой торговле особенно ощутима. Но не только - появятся они и на улицах (уже предложено 4,5 тыс. адресов).
Чтобы городское пространство не потеряло единого облика, все адреса, а также требования к внешнему виду самих автоматов будут согласованы с Москомархитектурой. Это она определит, не будет ли автомат помехой движению людей и не станет ли инородным, вызывающим элементом в общем контексте улицы или площади.
Ну а арендную плату утвердит уже Департамент торговли и услуг. Она будет привязана к кадастровой стоимости земли: в центре и местах наибольшего скопления людей - безусловно, выше. Но «продаваться» адреса будут на конкурсе.
«Бизнес-сообщество проявляет большой интерес к этому сегменту торговли. В Москве предприниматели готовы вложить в него около 10 млрд руб. в течение трёх лет», - говорит Алексей Немерюк.
С уличными автоматами, понятно, всё сложнее, чем с теми, которые устанавливаются в помещениях. Во-первых, в наших климатических условиях им нужны термокожухи. Во-вторых, для защиты от вандализма они должны быть оборудованы видеокамерой. Всё это удорожает стоимость и самого автомата, и его обслуживания. Но удорожание не становится для бизнеса непреодолимым препятствием.
Кафе без официантов
Ассортимент автоматов, конечно, ограничен. Но он шире, чем мы думаем. Помимо горячих и холодных напитков, пакетиков всякой не слишком полезной ерунды вендинг может предложить холодные и горячие сандвичи и бутерброды, даже молоко в розлив. «Молокоматы» уже появились в Химках.
Если объединить возможности нескольких автоматов, то получается небольшое уличное вендинг-кафе. Такие есть уже в других мегаполисах, где так же, как и у нас, жизнь побуждает к быстрым перекусам. Быть может, скоро кафе без персонала появятся и у нас.
Кое-где в Москве автоматы стали альтернативой убранным хлебным палаткам. В них можно по дороге домой купить батон хлеба, чтобы не отстаивать ради этого очередь в супермаркете.
Кроме продовольствия вендинг способен продавать периодику, средства гигиены, лекарства первой необходимости. Департамент торговли и услуг надеется, что появятся в нашем городе и почтоматы, в которых можно будет получать почтовые отправления или заказы из интернет-магазинов. Во многих странах они уже не редкость, они сокращают людям расстояния и экономят время. А это очень ценится.
Импульсивные покупки
Вытеснят ли автоматы мелкорозничную торговлю с наших улиц, с которых и так уже исчезли многие ларьки и палатки? Курс на упорядочивание мелкорозничной торговли, начатый столичным градоначальником, предполагает не разгром чего-то, а движение к цивилизованности и создание условий для развития разнообразных форм.
«Тотальной замены мелкорозничной торговли на вендинг не будет», - отвечает на это глава Департамента торговли и услуг.
И дело не только в административном надзоре. Просто эти два вида городской торговли - не соперники в принципе. Газетный киоск может предложить покупателям до тысячи наименований периодики, а автомат - не более 200. Примерно так же разнятся «весовые категории» и в парах (автомат-магазинчик) с продовольственными товарами.
«Вендинг - вспомогательная функция импульсивной покупки, когда человек в пути», - объясняет эту разницу Алексей Немерюк.
Торговые автоматы в столицах мира
Токио
■ население 13 млн чел.,
более 500 тыс. торговых автоматов*,
■ каждая пятая покупка в мелкорозничной сети совершается в торговых автоматах.
Нью-Йорк
■ население 8 млн чел.,
более 200 тыс. торговых автоматов*,
■ каждый десятый напиток приобретается в торговых автоматах.
Париж
■ население 2,5 млн чел.,
более 120 тыс. торговых автоматов*,
■ торговые автоматы - единственно допустимый формат торговли в системе пассажирского транспорта.
Москва
■ население 11,6 млн чел.
около 20 тыс. торговых автоматов*,
■ торговые автоматы должны стать заметным и полезным явлением в городской инфраструктуре.
* По оценкам Национальной ассоциации автоматизированной торговли
Комментарий
Предпринимателей не пугает опасность вандализма по отношению к автоматам, которые будут установлены на улицах Москвы. По словам Бориса Белоцерковского, президента Национальной ассоциации автоматизированной торговли, опасность эта слишком раздута в глазах общественного мнения:
- Статистика, которая собрана по таким фактам, совсем нестрашная. Случаи единичные. Причём большинство вандальных действий совершают не покупатели, не прохожие, а… охранники территории, на которой автомат установлен. К примеру, по автоматам, установленным в Парке им. Горького, есть всего несколько случаев «нападения» со стороны посетителей парка. Но они не связаны с намерением изъять кассу. Все попытки сводились к тому, чтобы вытащить на халяву бутылку газировки. Только и всего.
Читайте также: Московские палатки могут заменить «семейными магазинами» >>