Москва, 4 апреля – АиФ-Москва. Минтранс может обязать авиакомпании вести учет времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, пишет газета Известия со ссылкой на источники в министерстве.
Данная инициатива заложена в поправки в Положение Минтранса о режиме труда и отдыха экипажей гражданской авиации. Документ должен в ближайшее время поступить на рассмотрение к главе ведомства Максиму Соколову. В свою очередь, авиакомпании пытаются добиться сокращения отпуска пилотов.
«Работодателей обяжут не только вести учет времени, но и регистрировать само время в автоматизированной системе, обеспечивающей независимый контроль соблюдения установленных норм рабочего времени и времени отдыха членов экипажей», — поделился планами с один из разработчиков проекта.
По его словам, предполагается, что данные из электронной системы будут поступать в реальном времени в Росавиацию.
В настоящее время в России действует положение режиме труда и отдыха летчиков от 2005 года, согласно которому авиакомпании не обязаны вести учет времени отдыха членов экипажей как после полета, так и между полетными сменами. Однако, по мнению пилотов и экспертов, такая ситуация приводит к накоплению усталости у членов экипажа. «Ошибка пилота» в графе «причина катастрофы» зачастую предусматривает усталость, которая не позволила пилоту грамотно отреагировать и оценить нестандартную ситуацию, считают специалисты.
Согласно предлагаемому нововведению, учитываться будет не только время нахождения между полетными сменами, но и но сверхурочных работ членов экипажей, которые в настоящее время тоже не учитываются.
Кроме того, для авиакомпаний, в парке которых минимальное количество (восемь) самолетов и которые вряд ли могут себе позволить позволить электронную систему мониторинга, сделана поблажка — возможность использования обычного, бумажного документооборота. Полетное время будет регистрироваться в задании на полет экипажа и летных книжках членов летного экипажа, продолжительность полетной смены — в задании на полет, а продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ будет регистрироваться в табеле учета рабочего времени.
Авиакомпания также будет труднее выдавать ночь за день. Ранее ночные полеты оформлялись как дневные, а пилотам, в свою очередь, полагалось меньше времени на отдых.
«Это значит либо сокращение продолжительности рабочей смены, либо усиление экипажа за счет дополнительного пилота. Считаю, что такая поправка необходима и будет обеспечивать безопасность полетов, поскольку условия труда будут соответствовать доводам медиков, разделяющих понятия ночного труда и дневного», — говорит вице-президент Профсоюза летного состава России Олег Приходько.
Сотрудники Минтранса, в свою очередь, подтвердили, что разработанные поправки позволят им приступить к началу реализации 33-й поправки к конвенции о международной гражданской авиации «Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты» в части контроля утомляемости членов экипажей воздушных судов гражданской авиации и оптимизации режима труда и отдыха. 33-я поправка принята еще в 2009 году, однако в российском законодательстве она до сих пор никак не отражена.