Почему происходят авиационные катастрофы?
Как правило, авиакатастрофы происходят в результате комбинации нескольких факторов, например, ошибки экипажа и плохих погодных условий. Наиболее распространенный вид катастроф – это столкновение с землей в контролируемом полете, вызванное потерей пространственной ориентации самолета. Свыше половины всех авиационных происшествий происходит во время снижения и приземления самолета.
Статистика авиакатастроф
Полноценную статистику авиационных происшествий начали вести с середины XX века, когда с ростом числа авиаперевозок начали стремительно расти число авиакатастроф и количество их жертв. Увеличение надежности самолетов и введение стандартов безопасности в первой половине 1950-ых годов привели к улучшению статистики. Однако с развитием реактивной пассажирской авиации и увеличением числа авиаперевозок в странах третьего мира привели к новому росту числа катастроф в конце 1950-ых – начале 1960-ых. Своего пика ежегодное число авиакатастроф достигло в середине 1970-х (наибольшее количество погибших в 1972 году) – связано это было не только с ростом числа авиаперевозок, но и с увеличением вместимости самолетов, а также возникновением авиатерроризма.
После ряда крупных авиакатастроф, во всем мире началось последовательное ужесточение стандартов безопасности – от подготовки экипажей до досмотра пассажиров. В результате среднее число погибших в авиакатастрофах к середине 1980-х сократилось более чем вдвое. Мировая статистика авиакатастроф показывает тенденцию к понижению числа инцидентов и погибших от пика в 1970-ые до 2000-ых. Однако, в России, в последние годы произошло ухудшение статистики – начиная с 2012 года, Россия заняла первое место в мире по количеству крушений самолетов с человеческими жертвами.
Когда происходят катастрофы
Между посадкой пассажира в самолет и его благополучным прибытием к месту назначения выделяют шесть основных стадий авиационного рейса: руление, взлет, набор высоты, полет, снижение и приземление. Более половины всех происшествий происходит во время двух последний стадий – снижения и приземления – однако, они не являются лидерами по числу погибших: например, выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы может обойтись вообще без пострадавших. Чаще всего катастрофы с большим числом погибших происходят во время взлета и набора высоты – например, когда обнаруживаются невыявленные неисправности оборудования и экипаж пытается экстренно посадить самолет. Таким образом, взлет и посадка являются самыми опасными стадиями полета: самолет находится близко к земле и у экипажа мало времени и пространства для принятия решений и маневра.
По данным сайта www.1001crash.com, распределение числа происшествий и количества погибших по стадиям полета следующее (1999 – 2008 года):
Стадия | % от числа происшествий | % от числа погибших |
---|---|---|
Руление | 12 | 0 |
Взлет и начальный набор высоты | 20 | 30 |
Набор высоты | 10 | 13 |
Крейсерский полет | 8 | 16 |
Снижение | 14 | 16 |
Приземление | 36 | 25 |
Причины авиакатастроф
Как правило, каждая авиакастрофа является результатом комбинации нескольких причин. Основной из них является человеческий фактор, т.е. ошибки экипажа, наземных служб и авиатерроризм:
- человеческий фактор – около 60%,
- технические проблемы – около 20%,
- погодные условия – 15%,
- прочее – 5%.
- нарушение регламентных процедур пилотирования,
- недостаточная квалификация пилотов для определенной модели самолета,
- ошибки экипажа в сложных погодных условиях и на незнакомой местности,
- ошибки, связанные с некоррректной работой навигационных приборов,
- усталость, проблемы с физическим и психологическим состоянием.
Прочие причины, связанные с человеческим фактором:
- ошибки наземной диспетчерской службы,
- неправильное техническое обслуживание самолета,
- террористические акты.
Наиболее распространенный вид катастроф – это столкновение с землей в контролируемом полете, вызванное потерей пространственной ориентации самолета.