Об этом мы говорим с международным экспертом в области борьбы с табакокурением, президентом общественной организации «Будущее без сигарет» Мэтью Майерсом.
Взгляды меняются
«АиФ»: – Господин Майерс, было ли в США сопротивление общества, когда 30 лет назад вы начали бороться с табакокурением?
М.М: – Вначале не было понимания, насколько табакокурение – серьезная проблема. Еще меньше люди понимали особенности поведения табачных компаний. Но сейчас, в какой бы стране я ни работал, везде наблюдаю процесс обучения. Сначала чиновники скептически настроены по поводу новой политики в области табака. Но когда приходит осознание, сколько людей погибает от курения, идея отказа от этой вредной привычки становится все более и более популярной.
План действий табачных компаний в каждой стране одинаков – они полагают, что чиновники мало информированы о последствиях табакокурения. Сегодня «табачники» говорят и на Украине, и в Индии, и в России то же самое, что говорили людям в США и Европе 20 лет назад. Они используют те же тактики срывания мероприятий по борьбе с табакокурением во всех странах.
«АиФ»: – Какие маркетинговые хитрости применяют табачные компании?
Наша справка | |
---|---|
В течение последних 25 лет господин Майерс принимал участие в разработке всех национальных законопроектов в области борьбы с табакокурением в США. В 2004 году Институт общественного здравоохранения Гарвардского университета присудил господину Майерсу престижную премию имени Джулеса Б. Ричмонда за деятельность по предотвращению использования стратегий продвижения табака, ориентированных на детей. В октябре 2007 года господин Майерс получил высшую награду Американского общества по борьбе с раковыми заболеваниями, медаль Почета, за его неустанную работу по снижению уровня потребления табака. |
М.М: – В первый мой визит в Россию меня потрясло количество рекламы, которое было направлено на девочек-подростков. И конечно, это не случайное совпадение, что процент курящих девушек в России сильно возрос.
Международные табачные компании, захватившие российский рынок, изменили упаковки сигарет, чтобы они выглядели стильно, создавали образ успешной деловой женщины. Это тот же прием, который использовался в США в 60–70-е годы. Через 15 лет мы увидели, как возросло число женщин, заболевших раком легких. Сегодня вид рекламы, который ассоциирует курение с молодостью, успехом, запрещен в США и во многих других странах. И мы наблюдаем медленное снижение числа женщин, больных раком легких.
«АиФ»: – В США табачным компаниям разрешено спонсировать спортивные мероприятия, концерты?
М.М: – Нет, запрещено. Раньше табачные компании спонсировали, например, женский теннис, и для молодых девушек это многое значило.
«АиФ»: – А герои детских и подростковых фильмов курят?
М.М: – В США нет прямого запрета на курение в телепередачах, но оплата табачными компаниями курения на экране является незаконной. И в США, и в других странах мы видели документы, которые подтверждают, что табачные компании платят продюсерам за курение героев фильмов, телепередач, потому что это лучший вид рекламы, обращенной к молодежной аудитории. Это говорит о лицемерии табачных компаний: с одной стороны, они утверждают, что против детского курения и нацелены только на взрослую аудиторию, и в то же время мы видим, что они продвигают рекламу, которая «работает» на молодое поколение.
Наша организация добивается того, чтобы те фильмы, герои которых курят, были помечены как фильмы только для взрослых.
Мятежи не возникли
«АиФ»: – Сейчас у нас очень активно обсуждается запрет на курение в ресторанах и барах. Не все понимают его важность.
М.М: – Один из расхожих аргументов табачных компаний гласит, что, если запретить курение в ресторанах, это нанесет огромный удар по бизнесу. Более 25 стран уже ввели полный запрет на курение в ресторанах и барах, и во всех этих странах бизнес не только не пострадал, но и выиграл.
После запрета на курение в ресторанах некурящие люди стали проводить там больше времени. Рестораны стали получать выгоду еще и от того, что официанты теперь реже берут больничные и проводят на больничном меньше времени. Люди, которые работают в ресторанах, где курение разрешено, заболевают раком легких в 2 раза чаще, чем официанты из ресторанов, где курение запрещено. Кроме того, расходы на поддержание чистоты в ресторане значительно сокращаются – табачный дым сильно загрязняет интерьер.
И, как бы ни было распространено курение в России, некурящих в стране все-таки больше, не надо забывать и об их правах. Люди, которые настаивают на своем праве курить рядом с некурящим человеком, напоминают тех, кто считает своим правом ездить на красный свет. Право курить заканчивается там, где начинается право других дышать чистым воздухом. Очень важно понять: никто не говорит, что курить – противозаконно. Противозаконно курить в тех местах, где можно нанести вред здоровью окружающих.
«АиФ»: – Табачные компании утверждают, что права курильщиков нарушатся, если в аэропортах и других общественных местах будут ликвидированы комнаты для курящих.
М.М: – 35 лет назад я принимал участие в работе над законопроектом по запрету курения на борту самолета. И тогда аргументы табачных компаний были такими же, которые они используют сегодня в спорах о курении в аэропортах. Сейчас просто невозможно представить себе ситуацию, что мы можем разрешить курение во время перелета. А тогда нам предрекали мятежи, восстания людей, которым будет отказано в праве курить на борту. Мне говорили, что пассажиры будут брать с собой на борт самолета огнестрельное оружие, чтобы отстоять свое право покурить, тогда еще было можно взять оружие на борт. Но мятежей не случилось.
Люди смогли приспособиться к запрету, и здоровье персонала авиакомпаний стало намного лучше. Когда пассажиры курили во время перелета, отмечалась высокая смертность стюардесс от рака легких, намного выше, чем среди обычного населения.
Этот опыт дает нам два урока. Во-первых, человек не должен курить в том месте, где его курение может повредить здоровью окружающих. Во-вторых, мы можем запретить курение там, где оно раньше было разрешено, и это не вызовет кризиса.
Опыт других стран
«АиФ»: – Все ли меры по сокращению табакокурения, которые рекомендует ВОЗ, одинаково эффективны в разных странах? Или в отдельных странах какие-то меры работают, а какие-то нет, в силу национальных особенностей?
М.М: – Воздействие на население таких мер по борьбе с курением, как размещение на пачках картинок, демонстрирующих вред курения, запрещение терминов «легкие» и «суперлегкие» сигареты, повышение акцизов, запрещение курения на рабочих местах и в общественных помещениях, изучалось задолго до того, как ВОЗ поместила их в список рекомендуемых. Исследования показывают, что эффективность таких мероприятий не зависит от культурных особенностей страны. Например, табачные компании в течение долгого времени пытались всех убедить, что опасность заболеть раком легких при курении пугает жителей США, но не пугает японцев или китайцев. Но у всех людей одинаковые легкие. И всем людям небезразлично их здоровье. А сегодня утверждается, что не все страны восприимчивы к повышению цен на табачные изделия. Хотя законы экономики одинаково действуют во всем мире.
«АиФ»: – Но разные страны добились разных успехов в борьбе с табакокурением. Например, в Японии курят много, во Франции довольно много, а в США почти не курят. В чем тут дело?
М.М: – Единственная причина, почему в США и Канаде, например, курят меньше, чем в Японии и во Франции, – в США и Канаде мероприятия по борьбе с курением внедрялись дольше, более активно и серьезно. Количество курящих людей в любой стране зависит от того, насколько правительство полно решимости бороться с табакокурением.
В Уругвае 10 лет назад начали пропагандировать отказ от курения. В то время процент курящего населения в стране был такой же, как в соседних странах, например в Парагвае. И уровни заболеваемости в этих странах были примерно одинаковыми. Но сегодня, в результате усилий, предпринятых правительством Уругвая, уровень заболеваемости раком, сердечно-сосудистыми болезнями, болезнями легких снизился в этой стране на 50%. А в соседних странах таких изменений не наблюдается.
Прогноз на завтра
«АиФ»: – Вы можете сделать прогноз для России?
М.М: – Будет ли население России более здоровым, зависит от того, поддастся ли ваше правительство давлению табачных компаний и насколько решительно и активно оно будет реализовывать меры по борьбе с курением на практике.