Слово — детскому врачу-неврологу, кандидату медицинских наук Игорю Воронову.
В своей богатой врачебной практике наш эксперт сталкивается с различными заблуждениями родителей, связанными с задержкой речевого развития у детей. Вот самые распространённые из них.
Заблуждение 1. Ребёнок не говорит, потому что ленится.
На самом деле. Как правило, ребёнок не говорит не потому, что не хочет, а потому, что не может. Ситуации бывают разные: причиной задержки речевого развития может быть глухота, аутизм, генетические заболевания, органическое поражение головного мозга и др. причины, а возможно, у ребёнка просто темповая задержка речевого развития.
Чтобы правильно оценить ситуацию, необходимо обратиться к неврологу, который в случае необходимости назначит обследование и лечение.
Заблуждение 2. Если в возрасте трёх лет мальчик не говорит, это нормально: мальчики начинают говорить позже, чем девочки.
На самом деле. Мальчики действительно начинают говорить позже, чем девочки, но в возрасте трёх лет, когда формируется центр активной (экспрессивной) речи, дети в независимости от пола должны говорить одинаково. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу.
Заблуждение 3. Для того чтобы ребёнок заговорил, надо делать вид, что вы его не понимаете.
На самом деле. Такие рекомендации встречаются очень часто, но следование им приведёт к обратному результату. Наоборот, чаще общайтесь с ребёнком. Уделяйте ему как можно больше внимания, стараясь использовать в речи жесты и мимику, говорите ему названия предметов, явлений и т. д.
Не требуйте от ребёнка того, что для него недоступно. К разговору можно побуждать, но нельзя принуждать. Обращаясь к ребёнку, подбирайте слова, доступные его пониманию. Говорите не торопясь, чётко, ясно и выразительно. Короткими фразами и правильным русским языком. Не стоит с ребёнком сюсюкаться.
Заблуждение 4. При задержке речевого развития нужно обязательно пройти обследование и пить лекарства.
На самом деле. В большинстве случаев при задержке речевого развития помимо консультации невролога дополнительного обследования ребёнку не требуется.
Однако бывают случаи, когда обследование пройти необходимо. Оно может включать в себя: аудиограмму (проверка слуха), электроэнцефалографию (ЭЭГ), в редких случаях — МРТ головного мозга и некоторые другие исследования. Очень важно, чтобы у ребёнка был хороший слух. Если он не слышит или плохо слышит, у него не будет формироваться активная речь.
Что касается лекарственной терапии, то она тоже показана далеко не всегда. Как правило, при задержке речевого развития, связанной с неврологическими проблемами, врач может назначить ребёнку приём витаминов группы В, аминокислоты и ноотропы.
Сравним нормы
Несмотря на то, что центры понимания и активной речи у детей формируются неодинаково, нормы у речевого развития всё же есть. В среднем активный словарь ребёнка должен составлять:
- к году — около 8–12 слов;
- к двум годам — около 300 слов;
- к трём годам — около 1000 слов;
- к пяти годам — около 2,5–3 тысяч слов.
Для стимуляции речи ребёнку необходимо:
- общаться с разговаривающими детьми;
- развивать мелкую моторику рук (пальчиковая гимнастика, конструкторы, мозаика, пластилин, кинетический песок);
- заниматься с логопедом;
- слушать стихи, считалки, сказки, потешки, детские песенки;
- жить в доброжелательной атмосфере.