Их тревогу разделяют и специалисты. Слово – нашему эксперту, учителю-логопеду первой категории Елене
Кондюриной.
Сто бед – один ответ
Почему одни дети к году могут произнести лишь два-три слова, а у других словарный запас достигает двух десятков слов? Это может быть связано как с индивидуальными особенностями ребенка, так и с другими причинами.
Специалисты выделяют следующие факторы, препятствующие становлению речи:
- негативные воздействия на организм ребенка во внутриутробном периоде (инфекции, интоксикации и т. д.);
- хронические инфекции, пневмонии, тонзиллиты, диспепсия, аллергические состояния, ослабляющие организм крохи и снижающие его психическую, в том числе и речевую, активность;
- просчеты или неблагоприятные условия воспитания: недостаточное общение с ребенком, нарушение режима его питания, сна, прогулок и т. д.;
- неблагоприятный эмоциональный фон в доме;
- искусственное ускорение речевого развития, когда родители начинают говорить с крохой сложными фразами, перегружают занятиями, не соответствующими его возрасту.
Норма или отставание?
Но может, вы напрасно паникуете? Чтобы понять, отстает ваш кроха от сверстников или нет, обратимся к возрастным нормам речевого развития.
Первый год жизни – подготовительный к овладению речью. Специалисты называют его доречевым. В 2–3 месяца ребенок начинает двигать ручками и ножками при виде взрослого. К 3 месяцам младенец начинает гулить («гы», «га», «кхы» и т. д.). Смех при общении со взрослыми появляется к 4 месяцам, лепет – в 5–6 месяцев, начало понимания речи взрослого на основе зрительного восприятия («Где часы?», «Где тик-так?») – в 7 месяцев, первые лепетные слова («ма-ма», «ба-ба») – в 10–12 месяцев. В среднем к году ребенок произносит около 8–12 слов.
Интересно | |
---|---|
Принято считать, что мальчики начинают говорить позже девочек. Однако с научной точки зрения это – факт спорный. Согласно нормам, сроки появления речи у мальчиков и девочек примерно одинаковые. |
Второй год жизни
Примерно к 1,5 годам в речи ребенка появляются предложения из двух корней слов («Дай тя» – «Дай чай», «На би» – «Возьми машинку»), а к двум годам ребенок начинает называть себя по имени, его активный словарь составляет около 300 слов. Он начинает произносить твердые звуки («т», «д», «н»), произнесенные им фразы возрастают до трех слов («Мама пет водю» – «Мама пьет воду»).
Третий год жизни
Ребенок начинает сравнивать предметы, интенсивно развивается его мышление, обогащается пассивный и активный словарь, в котором к трем годам уже около 1000 слов. Малыш говорит фразами, осваивает произношение свистящих звуков – «с» и «з», но испытывает трудности при произношении шипящих («ш», «ж», «ч», «щ») и сонорных звуков («р», «л»). Говорит «сюба» вместо «шуба», «якета» вместо «ракета».
Четвертый и пятый годы жизни
Все звуки языка ребенок осваивает к 5 годам. Речь становится чистой и внятной. К этому возрасту в его активном словарном запасе должно быть порядка 2,5–3 тысяч слов.
Он может рассказать сказку, стишок, описать произошедшее с ним событие.
Пора действовать!
У вашего ребенка – явное отставание, в два года он говорит так же, как в начале второго года жизни? Он плохо понимает адресованные ему поручения и просьбы? Обратитесь к специалистам (невропатологу, отоларингологу, логопеду, психологу)! Задержка речевого развития может быть симптомом более сложного дефекта, включающего и нарушения в других сферах: двигательной, эмоциональной, познавательной.
Продолжение читайте в ближайшем номере.
Эксперт даст практические советы по развитию речевых навыков ребенка.