В погоне за счастливым будущим родители нередко записывают годовалого малыша в развивающие школы, творческие кружки и спортивные секции. Но как бы ни были сейчас модны методики раннего развития, окончательного подтверждения их исключительной пользы нет.
Генетика или воспитание?
До сих пор неизвестно, предопределены ли способности человека генетически или окружающая среда и вклад родителей являются основополагающими факторами в развитии ребенка. Большинство исследователей сходятся во мнении, что важно и то и другое.
В первые годы жизни мозг особенно быстро растет, развивается и усложняется. В обстановке, в которой ребенок активно познает мир, межнейронные связи умножаются, создавая разветвленную сеть нейронов в мозгу. Благодаря этому человек обладает разумом и способен расширять свои познания.
Формирование речи, пожалуй, самое важное условие общего развития ребенка. Речь – особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, и любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены.
Дети развиваются по-разному, одни к двум годам лопочут, не закрывая рта, из других не вытянешь слова чуть не до детсадовского возраста. Где та грань, когда неторопливый темп развития оказывается уже не индивидуальной особенностью ребенка, а явным отставанием? Какие симптомы должны родителей насторожить? Смотрите таблицу внизу.
Если малыш в «отстающих»
Отставание в развитии речи может быть вызвано различными причинами. Вне зависимости от характера нарушений необходимо обратиться к специалисту. Могут быть рекомендованы занятия с логопедом, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье. Важную роль играет медикаментозное лечение. Детям с нарушениями речи рекомендуется назначать повторные курсы препаратов ноотропного ряда. Ноотропы – это группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, улучшают нейронные связи клеток мозга.
Но самое главное – для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов и родителей.
Необходимо обратиться к педиатру или логопеду, если ваш малыш: | |
Возраст | Тревожные симптомы |
12–18 месяцев |
В 12 месяцев не пользуется жестами (например, не кивает головой в знак согласия и не мотает ею из стороны в сторону, если не согласен); в 12 месяцев не произносит никакие согласные звуки («п», «б» или другие); в 15 месяцев не умеет говорить даже двух-трех слов; в 15 месяцев не говорит «мама» или «папа»; в 18 месяцев не говорит хотя бы 15 слов. |
19–24 месяца |
В 19–20 месяцев не пытается привлечь ваше внимание к заинтересовавшим его вещам (например, к птичке или самолету в небе); в 24 месяца не повторяет за другими их слова, не копирует действия; в 24 месяца не может по просьбе взрослого показать нужную картинку в книге; в 24 месяца не умеет строить фразы из двух слов; в 24 месяца не знает, для чего нужны простейшие бытовые предметы: зубная щетка, телефон, вилка… |
25–36 месяцев |
В 26 месяцев не умеет составлять простые предложения из двух-трех слов; в 36 месяцев не задает вопросов; в 36 месяцев говорит так, что окружающие не могут понять его и в половине случаев; в 36 месяцев не произносит согласные в начале слов (например, говорит «Аля» вместо «Галя», или «Ова» вместо «Вова»); в 36 месяцев не может назвать самые обычные бытовые предметы. |
3–4 года | В 3 года не понимает коротких инструкций взрослого; в 3 года не стремится общаться с другими детьми; в 3 года с огромным трудом отпускает от себя родителей; в 3,5 года не произносит согласные звуки в конце слов (например, говорит «ко» вместо «кот»); в 4 года часто заикается (испытывает трудности в произнесении слов или звуков), лицо при этом может искажаться неестественными гримасами; в 4 года говорит так, что его невозможно до конца понять. |
Комментарий специалиста
Леонид Семенович Чутко, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург, д. м.н., профессор:
– Речь является одним из важнейших средств общения ребенка с окружающим миром. К сожалению, частой проблемой оказываются ситуации, при которых речевое развитие ребенка запаздывает – задержка речевого развития. Причины нарушения речевого развития достаточно многообразны, зачастую присутствуют сочетания различных факторов: внутриутробная патология, патология во время родов, наследственные и социальные факторы и др.
Лечение задержек речевого развития должно быть комплексным. В нем должны участвовать врачи, логопеды, психологи. Важно избежать речевого негативизма, т. е. нежелания общаться с помощью речи. При лечении используются различные препараты, которые положительно влияют на процессы обучения и памяти. Так в лечении расстройcтв речи и развития активно используются препараты пептидной структуры, например, кортексин. Проведенные нами исследования показали, что после применения кортексина большинство детей стали охотнее использовать речь для общения, повторять за взрослыми, меньше прибегать к жестам или больше сопровождать жесты словами. Кроме этого отмечалось расширение активного словаря детей. Необходимо отметить, что также улучшилось понимание обращенной речи.