Стратегическая программа «Здоровье для всех» принята всеми странами – членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), включая Россию. В рамках этой программы в нашей стране осуществляется международный проект «Здоровые города». О нем рассказывает заместитель председателя Совета Федерации РФ Михаил Николаев.
Опыт первопроходцев
«AиФ»: – Михаил Ефимович, в чем заключается суть проекта «Здоровые города»?
Михаил Николаев: – Этот проект поможет нам создать такие социальные условия, которые будут способствовать укреплению здоровья всего населения. Инициатива зародилась в Европе в 1988 году, у нас есть возможность изучить опыт стран, добившихся ощутимых результатов в росте продолжительности жизни, сокращении болезней и смертности.
Мы изучали, как организовано здравоохранение в Дании, Финляндии, Швеции, а также в КНР, Казахстане и подготовили рекомендации федеральным и региональным органам власти по формированию здорового образа жизни, созданию системы психологической поддержки человека, развитию массового спорта и физкультуры.
Очень интересен опыт Скандинавских стран. Я недавно побывал в Финляндии, там с седьмого класса в учебные программы входит специальный предмет «Наука о здоровье».
«AиФ»: – Какие страны подключились к проекту первыми?
М. Н.: – В проекте участвуют Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция. Всего 30 национальных сетей и более 1400 городов и поселков.
В нашей стране тоже создана сеть «Здоровых городов». На базе Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова работает центр поддержки проекта. В 2005 году российская сеть получила аккредитацию в Европейском бюро ВОЗ.
У нас пока действуют две региональные сети: в Вологодской области и Чувашской Республике. Наиболее активно участвуют в проекте Череповец, Ижевск, Чебоксары, Ставрополь. Особый интерес представляют направления «Здоровье на рабочем месте» и «Здоровые школы». Важно, чтобы физкультурой дети могли заниматься в каждом дворе и в каждой школе, во всех городских парках... Следует поддерживать в порядке школьные и дворовые спортивные площадки, развивать дворовый футбол.
Одними решениями исполнительной власти изменить что-либо к лучшему трудно. Нужно добиться такого положения, чтобы люди думали о своем здоровье еще до того, как они заболеют, и чтобы физическая культура и правильное питание стали нормой для каждого человека с детства.
В коллективах нужно проводить беседы по профилактике таких социально значимых заболеваний, как СПИД, туберкулез, алкоголизм. А рабочие места должны отвечать всем требованиям охраны труда и техники безопасности.
Дело каждого
«AиФ»: – Есть ли какие-то успехи у российских участников проекта?
М. Н.: – Хотелось бы, чтобы этот проект стал общенациональным. Но заставлять мы никого не будем, люди и регионы должны созреть.
В декабре в Великом Устюге прошло совещание российской сети «Здоровые города, районы и поселки». Участники совещания определили задачи, которые необходимо решить для дальнейшего развития проекта. Сформулированы обязательные требования к участникам: устойчивая поддержка проекта руководителями муниципалитета, наличие координатора и заинтересованных людей в различных ведомствах на местах, создание профиля здоровья города, развитие социального партнерства.
«AиФ»: – Каковы приоритеты нынешней фазы проекта «Здоровые города»?
М. Н.: – Здоровье населения должно перестать быть ведомственной проблемой и стать делом всех и каждого: городских властей, политиков, деловых кругов, общественных организаций и самих жителей того или иного города.
О значении социальной сплоченности для стабильного развития общества подробно говорилось в феврале этого года в Москве, на первой конференции министров государств – членов Совета Европы. К сожалению, идеи конференции не нашли должного отклика в нашей стране. После конференции словосочетание «социальная сплоченность» практически ни разу не встречалось в политической лексике российского общества, об этом нигде не говорили организаторы отечественного здравоохранения.
Но социальная сплоченность как одна из стратегических целей присутствует в проекте «Здоровые города». Она заключается в общественном благополучии всех граждан. У всех, независимо от их материального положения, должны быть равные возможности при получении любых видов медицинской помощи.
Проблемы села
«AиФ»: – Наиболее удаленными от медицинских услуг современного уровня оказываются сельские жители. Что предполагается сделать для них?
М. Н.: – Уровень смертности в сельской местности на 20% больше, чем в городе, а средняя продолжительность жизни на 5 лет меньше. В сельской местности более остро стоят вопросы алкоголизации населения, а помощь квалифицированных врачей-наркологов для многих сельских жителей просто недоступна.
Координаторам российской сети совместно с общественной организацией «Здоровье работающего населения» надо продумать стратегию внедрения проекта в сельской местности. После ее апробации в нескольких регионах мы будем рекомендовать Министерству сельского хозяйства сделать проект «Здоровые села» составной частью Федеральной программы «Социальное развитие села».
Мы – в начале пути
«AиФ»: – И когда мы увидим плоды этого проекта?
М. Н.: – До конца этого года планируется создать и оснастить 502 центра здоровья в 83 регионах. Каждый центр здоровья будет рассчитан на 200 тысяч человек. На наш взгляд, в этом кроется недоработка. Нельзя делать один стандарт для всей страны. Регионы у нас сильно различаются по социально-экономическому положению, наличию транспортных коммуникаций, протяженности, а также по плотности населения.
«AиФ»: – Наверное, не всякий опыт, в особенности зарубежный, нам подходит?
М. Н.: – Мы хотим, чтобы больше инициативы проявлялось на местах, чтобы люди учитывали свою местную специфику. В мегаполисах приемлемы одни стандарты, в малых городах и в сельской местности – другие. То, что подойдет для Южного федерального округа, может не подойти для Сибири и Дальнего Востока. Если этого не учесть, то хорошая идея создания центров здоровья на практике окажется малоэффективной.
«AиФ»: – На кого и на что можно опереться в работе по формированию здорового образа жизни, на медицинские учреждения?
М. Н.: – Уже сегодня очевидно, что центры здорового образа жизни, создаваемые в поликлиниках, нередко носят формальный характер. Они по своему статусу и возможностям не в состоянии выполнять функцию формирования здорового образа жизни среди всех категорий населения.
Прежде всего нам нужны здоровое жилье, здоровые школы и вузы, здоровые рабочие места, здоровая окружающая среда, здоровое питание. А самое главное – здоровый и доброжелательный климат в обществе. Наивно полагать, что все это смогут обеспечить только центры при поликлиниках. Их работу надо поддерживать, но при этом мы должны понимать, что их деятельность – лишь первый шаг на сложном пути создания нового здорового общества XXI века. Чтобы изменить Россию, нам надо измениться самим.