Примерное время чтения: 4 минуты
60980

Что такое «чёрные ящики» в самолётах?

Категория:  Досье

Что такое «чёрные ящики» в самолётах?

Ответ редакции

Расшифровка бортовых самописцев будет проводиться в Москве. Следствие рассматривает пять версий крушения пассажирского самолёта Boeing 737 в Казани — неисправность самолёта, ошибка в пилотировании, некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условия.

Что такое «чёрный ящик?»

«Чёрными ящиками» называют авиационные бортовые самописцы, регистрирующие параметры полёта летательного аппарата и речевые переговоры экипажа.

Бортовой аварийный регистратор — это устройство, используемое в авиации для записи основных параметров полёта, показателей систем самолёта, переговоров экипажа и т. д. для выяснения причин лётных происшествий. Несмотря на то, что в СМИ аварийные бортовые самописцы называют «чёрными ящиками», на самом деле их корпуса обычно имеют форму шара или цилиндра и окрашиваются в яркий оранжевый или красный цвет для облегчения их обнаружения среди обломков самолёта.

Какие самописцы устанавливают на борту самолёта?

На борту самолёта, как правило, работают несколько бортовых регистраторов — эксплуатационный, который используется наземным персоналом для обслуживания судна и контроля действий экипажа, и аварийный, который используется для расследования аварий и надёжно защищён от ударов, пожара и воды. Также обычно устанавливаются отдельные регистраторы для фиксации параметров полёта и для записи переговоров экипажа.

 Бортовой самописец собирает такие данные как:

  • параметры техники: давление топлива, давление в гидросистемах, обороты двигателей, температура и т. д.;
  • действия экипажа: степень отклонения органов управления, уборка и выпуск взлётно-посадочной механизации, нажатия на кнопки;
  • навигационные данные: скорость и высота полёта, курс, прохождение приводных маяков и прочее.

Как устроен «чёрный ящик»?

Запись информации производится либо на магнитные носители (металлическая проволока или магнитная лента), либо — в современных регистраторах — на твердотельные накопители (флэш-память). Затем эту информацию можно считать и расшифровать в виде последовательных записей с указанием их времени.

Аварийный регистратор полётных данных системы МСРП-12-96
Аварийный регистратор полётных данных системы МСРП-12-96. Фото: www.globallookpress.com

Поскольку в результате аварий оборудование самолёта подвергается огромным разрушительным воздействиям, аварийные самописцы должны быть надёжно защищены. Для того чтобы обеспечить сохранность ящиков, их наружный корпус сделан из удароустойчивого титана. Кроме того, они покрыты слоем асбеста, что позволяет им выдерживать температуру в 2 тыс. градусов на протяжении 30 минут. Сохранение данных гарантируется в течение месяца при погружении в воду на глубину до 6 тыс. метров и в течение 5 минут при статических перегрузках более 2 тонн. Также в бортовые самописцы встраивают радиомаяки и акустические звукоизлучатели, которые автоматически включаются в случае аварии для облегчения поиска регистраторов на месте аварии.

Тем не менее, по статистике, примерно в трети случаев происходит разрушение регистраторов с полной или частичной потерей информации. В этих случаях данные приходится восстанавливать — например, собирая фрагменты ленты или восстанавливая данные с твердотельной памяти.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах