Сколько бортовых самописцев на борту Ту-154?
Участники поисковой операции на месте крушения Ту-154 под Сочи подняли на поверхность все «черные ящики» разбившегося лайнера. Как заявляют в оперативном штабе поисково-спасательной операции, третий бортовой самописец оказался разрушен, однако, несмотря на это, пленку черного ящика, возможно, удастся частично расшифровать. Третий «черный ящик», находившийся в хвостовой части, дублирует параметры двух других — речевого и параметрического, данные которых сейчас изучают эксперты.
Самолёт ТУ-154 оснащается тремя бортовыми самописцами, в состав которых входят:
— кассетный бортовой накопитель (КБН), т.н. параметрический — он фиксирует все параметры полета;
— звуковой регистратор (Марс-БН) или речевой самописец;
— защищённый бортовой накопитель (ЗБН), который дублирует данные этих двух самописцев.
Параметрический «черный ящик» находится в кабине пилота и используется в повседневной работе. Катушки с магнитной лентой, на которую записываются все детали полёта, используются для разбора действий экипажа, анализа отказа техники и т.д. Пилоты нередко называют КБН «ябедником».
ЗБН находится в хвостовой части машины и экипажу недоступен. ЗБН представляет собой сферу оранжевого цвета, изготовленную из высокопрочных материалов. Она выдерживает перегрузку в 1000g, и 50-минутный нагрев до 1000°C. Ёмкость магнитной ленты и КБН и ЗБН позволяет записывать параметры полёта за последние 17–20 часов. Самописец включается автоматически с момента подачи напряжения на электросеть машины и выключается при выключении бортового электропитания.
Кроме ЗБН в хвостовой части самолёта устанавливается звуковой регистратор Марс-БН. Внешне он выглядит так же, как и защищенный бортовой накопитель, но предназначен для записи на магнитную ленту всех переговоров экипажа в последние 30 минут. Марс-БН записывает без помех речь и звуки с подключенной гарнитуры (наушников и микрофонов).