14 мая состоится премьера спектакля «Сосед на неделю, не больше!», режиссером-постановщиком которого является Валерий Гаркалин. В интервью АиФ.ru артист рассказал о том, что хотел донести до зрителя и почему в спектакле задействованы только молодые актеры.
«АиФ.ru»: — Какой сюрприз ждет зрителей?
В. Г.: — Предстоит премьера удивительного зрелища. Это совершенно новый поворот в моей биографии. Я выступаю здесь в качестве режиссера. По сути, это мой дебют — в работе режиссера антрепризы. Хотя я давно и много работал в качестве режиссера, в театре, и в институте преподаю, и даже закончил в свое время факультет режиссерский. Я бы не стал ставить антрепризный спектакль, потому что очень много времени и сил уносит актерская карьера, и таким серьезным занятием, как режиссура заниматься трудно. Но Леонид Роберман предложил мне поставить не просто спектакль, а реализовать особый способ постановки, который я проповедую студентам в институте — способ актерского существования в условиях комедии.
Сейчас, когда в нашей стране превратное, немножко извращенное представление о том, что является смеховой культурой и традицией русского театра в этом направлении, когда стали изменяться и искажаться представления о смешном, наша задача — вернуть народу его подлинное отношение к юмору в искусстве театра.
«АиФ.ru»: — А вы сами задействованы в спектакле в качестве актера?
В. Г.: — Я выступаю здесь только в качестве режиссера. Одну из главных ролей исполняет Павел Акимкин, но вообще здесь нет главных ролей. Здесь все главные. Тут треугольник: девочка, мальчик и мальчик. Две мужские роли и одна женская. Кстати, одну из мужских ролей играет мой зять, но это случайное совпадение.
«АиФ.ru»: — Почему вы выбрали именно эту постановку?
В. Г.: — Хочется показать подлинную комедию. Не подмену, не какую-то пошлую историю, которые забили антрепризное движение. И не только, ведь и в спектаклях академических театров идет множество комедий, который, по сути, никакого отношения к этому жанру не имеют. Кроме того, в этом спектакле я ставил еще одну цель — выявление молодых актерских дарований. Почему я взялся за эту комедию — в ней действуют современные молодые люди. Мне хотелось познакомиться с молодым составом современного кино и театра, хотя я очень много времени провожу с молодежью в стенах института. Но мне хотелось, чтобы и зритель познакомился с новой генерацией актеров комедийного жанра. Чтобы дарования молодых актеров, которые склонны к подлинной комедии, могли бы быть выявлены и продемонстрированы зрителю.
«АиФ.ru»: — Чем сложен для молодых актеров этот спектакль? Чего им вообще не хватает, на ваш взгляд?
В. Г.: — Не хватает современным молодым актерам — участия в моих спектаклях (смеется). Но чем сложна вообще антреприза — тем, что это коммерческий проект, она сразу должна покупаться и продаваться. А чтобы товар продавался, он должен иметь лицо. Поэтому в спектаклях антрепризы всегда задействованы известные люди, что способствует востребованности спектакля у зрителя. Этим антреприза отличается от академического театра, здесь каждый зарабатывает деньги сам, и от качества каждого актера зависит его заработок.
«АиФ.ru»: — Что сегодня происходит с комедийным жанром в театре?
В. Г.: — Мы сегодня стали свидетелями несмешных спектаклей. Написано на афише «комедия», а зритель скучает. Или какая-то пошлая история вызывает смех и одобрение среди публики. Я считаю, что не стоит потворствовать и потакать этому направлению. Все жанры не должны быть скучными, но уж комедия — тем более. Если это комедия, то она должна быть смешной.
«АиФ.ru»: — И что же делает комедию смешной?
В. Г.: — Серьезность. Идеи, которые поставлены в комедии, должны быть серьезными для жизни человечества. Если они серьезно подаются — это будет смешно.
«АиФ.ru»: — Вы известны и как киноактер, но в последнее время зрители вас не видят в кино. Планируете ли вы вернуться на экран?
В. Г.: — В кино у меня была некая остановка, и долгое время у меня никаких с ним отношений не развивалось. Но сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, и в июле я приступаю к съемкам в многосерийном фильме — продолжении сериала «Сваты», но уже с другой сюжетной ветвью. Это другой сезон, и действуют там совсем другие персонажи. Один из них — мой.
«АиФ.ru»: — А вы не планируете вернуться в академический театр?
В. Г.: — В планах моих этого нет. Но жизнь складывается совершенно по-разному, и иной раз даже не знаешь, что тебя ждет завтра. Так что все может быть, но сама идея меня не посещает.
«АиФ.ru»: — Сегодня много говорят о кризисе в театре, на ваш взгляд, в чем этот кризис наиболее заметно проявляется?
В. Г.: — Мне трудно вставать в позу всезнающего деятеля, который знает о проблемах современного театра больше, чем любой молодой актер. Я в таком же положении, как и они. Я занимаюсь театром всю свою жизнь, но так и не знаю, «откуда ноги растут».
Но все-таки я могу сказать, что на пути современного театра много кризисов — вообще в мире искусства. И предстоит пережить не только сегодняшние сложности, но и более трагические и катастрофические последствия. В силу того, что поменялось общественное отношение к театру, сама жизнь в стране. И «ломка», которая давно происходит в искусстве, будет происходить еще долго. И, конечно, здесь не будет легко и весело. Это я точно знаю.
Зритель, может быть, меньше всего должен пострадать от этого. Те, кто продолжают работать в театре должны оберегать своего зрителя от стихийных бедствий, связанных с театральной жизнью. Нужно готовить качественную продукцию, и не уподобляться современному пустому самодеятельному движению, каким является, к примеру, «КВН» или «Камеди-клаб». Которые не заботятся об уровне того, что они предлагают зрителю. Ведь художник ответственен перед каждым, кто купил билет на его спектакль.
«АиФ.ru»: — Но, тем не менее, все так же молодые люди мечтают стать актерами и идут в эту профессию. Они представляют, что их ждет?
В. Г.: — Нет, конечно. Им трудно узнать о тонкостях, они узнают все уже в процессе обучения, постепенно знакомятся со средой.
Вообще, молодые люди приходят поступать очень неподготовленными. Очень. Сужу по курсам, которые я набираю — многие не знают даже, в какой стране они живут. А вы говорите — театр.
Когда спрашиваешь студентов — какой политический строй в стране, а они говорят, что монархия. И царем называют президента. И так далее. Может они и недалеки от истины (смеется), но дети очень, очень невежественные. Но талантливых много, и именно среди невежественных (смеется). Приходится иметь дело с пустотой, которая царит в их головах и сердцах. И наполнять ее, в течение четырех лет заниматься тем, что должны были делать когда-то школа, родители... Исправлять их недочеты.
«АиФ.ru»: — Что вы хотели донести до зрителя в своем новом спектакле?
В. Г.: — Спектакль поставлен по пьесе французского драматурга Клемона Мишеля, а во французской комедии всегда есть место грусти. И мне бы очень хотелось, чтобы мы грустили, но смеясь. Научились относиться к жизни, улыбаясь. Пусть она грустная, но все-таки мы этой жизни улыбаемся. И продолжаем верить в нее.