Главную и единственную роль в этой пьесе Жана-Люка Лагарса играет Нелли УВАРОВА – талантливая драматическая актриса Российского академического молодежного театра, известная зрителям также по нескольким сериалам и полнометражным фильмам, в первую очередь – как главная героиня сериала «Не родись красивой».
Пятнадцать минут ада
– Нелли, за роль девушки-лектора в «Правилах поведения в современном обществе» в 2004 году вы получили премию на Международном фестивале «Радуга», в 2005 вас номинировали на театральную премию «Золотая маска». Расскажите, пожалуйста, об этом спектакле.
– Премьера состоялась еще в 2003 году. С тех пор его судьба немного изменилась. Пять лет назад никто еще не знал, кто я и что я, никаких ассоциаций лично со мной у зрителей не было. Тогда приходили просто на спектакль. Сейчас идут на актрису, и восприятие меняется. Хотя и это уже стирается. Мне кажется, что главная удача этого спектакля именно в том, что очень четко определен жанр – лекция.
Первые пятнадцать минут спектакля просто адские: необходимо втягивать зрителя постепенно, не заигрывая с ним, а настаивая на своем, говоря при этом заученным тоном, заученными фразами не очень приятные вещи. Сначала идет информация, по большому счету, неинтересная. Но, когда у зрителя происходит узнавание ситуации, он постепенно, сам того не замечая, втягивается в историю и начинает фантазировать. Ведь совсем непонятно, кто эта героиня, что было в ее жизни, чего не было. Я практически ничего не говорю об этом персонаже. У нее даже нет имени. Но есть история – набор фактов, о которых она рассказывает. И у зрителя появляется возможность самому стать автором этой истории.
– В чем особенности моноспектакля как жанра?
– Я люблю моноспектакли. Это жанр, требующий работы от зала. Здесь нет возможности расслабиться никому: ни артисту, ни зрителю. Когда мы только начинали репетировать этот спектакль, я не задумывалась над тем, как это непросто, когда рядом с тобой нет партнера, с которым существует некая договоренность, общая, одна на двоих энергия, не знала всех минусов и обстоятельств, которые могли бы меня напугать. Однако как человек любопытный, я в это ввязалась. Было трудно, сложно, но дико интересно. Это очень странное ощущение, когда ты репетируешь с режиссером тет-а-тет: один человек на сцене и один человек в зале, и вся энергия завязывается между вами, весь клубок эмоций и смысла – все завязывается на двоих.
Подготовка этого спектакля стала непростым периодом в моей жизни. «Правила поведения в современном обществе» требовали неких своих личных открытий. Режиссером был мой педагог, преподаватель ВГИКа Александр Назаров. Я ему очень доверяла. Он был старше меня, старше по-человечески, и поэтому посвящал меня в такие вещи, о которых я даже не догадывалась. Я ощущала, как с каждой репетицией росла как личность, а теперь расту и со спектаклем.
– Как воспринимали этот спектакль зрители на премьере?
– Момент, когда пришли первые зрители, был настоящим испытанием! Репетиции моноспектакля сродни мечтаниям: можно думать о чем угодно, воображать, даже проживать какие-то сюжеты и получать удовольствие просто от одних мыслей. Когда ты один, это твои мечты. Но когда появляется зритель, все меняется. Оказывается, что сейчас ты должен рассказать о том, что тебе дорого, удивить, заинтересовать, удержать внимание. Конечно, об этом в процессе репетиций я не думала. Но зритель сделал так, что этот спектакль начал существовать. Первые реакции, первые отклики стали его корректировать. До премьеры у нас была возможность сделать 10-12 прогонов, и каждый раз собирался полный зал: студенты, знакомые. Все принимали по-разному, а иногда и не принимали. Однако именно в прогонах спектакль вдруг начал жить.
Когда я вижу зрителя, он становится моим партнером. Любое его движение, даже положение тела в пространстве говорит мне о том, как я должна играть дальше. Не говоря уж о выражении лица и реакциях, которые я слышу: реплики, смех, еще что-то. Иногда зритель даже вступает в переговоры со мной, зачастую начинается настоящий жесткий интерактив.
Стихия детства
– В РАМТе наряду с серьезными постановками вы охотно играете и в детских спектаклях. Чем они вас привлекают?
– Когда я пришла работать в Молодежный театр, у меня все началось с просмотра репертуара, и так совпало, что первое, что я увидела, был спектакль «Незнайка-путешественник». Первый спектакль, в котором я играла, был тоже детский – «Сон с продолжением». Это, конечно, совершенно отдельная история, просто другая стихия. Для меня детский спектакль – это горная река, по которой ты несешься, и невозможно остановиться. Удовольствие колоссальное! Ведь, когда сидит взрослый зал, то это воспитанные люди, привыкшие сдерживать свои реакции и эмоции. С детьми же все гораздо сложнее и в то же время проще: напротив тебя всегда честный зритель. Всегда. Каждую секунду. И поэтому это очень серьезная проверка твоего мастерства.
И смех, и грезы
– В спектакле «Идиот», поставленным известным хореографом Режисом Обадисом, вы продемонстрировали хорошую пластику. Плюс у вас приятный голос и абсолютный слух. Не хотите ли попробовать свои силы в таком жанре, как мюзикл?
– Этот жанр меня привлекает. Как раз сейчас я репетирую в одном мюзикле. В молодежном театре сейчас идут «Алые паруса». Там у меня небольшая, но очень интересная роль. Я играю маму Ассоль, появляюсь всего в двух сценах, но в них у меня есть возможность попробовать совместить задачу драматической актрисы с вокалом и, конечно же, пластикой.
– У вас так много работы в театре. А в каком-нибудь фильме вы сейчас снимаетесь?
– Нет, в данный момент я только закончила сниматься в картине «Лав Джорнал» (по мотивам книги «М+Ж» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак). Я играю две роли, так как там интересный драматургический ход: у героини очень ярко выраженный внутренний голос и между ними происходит внутренне противоречие. То есть я играю одного персонажа, но два абсолютно противоположных характера. Моим основным партнером в данном фильме является Григорий Антипенко (он уже играл с Нелли Уваровой в сериале «Не родись красивой»), также задействованы артисты РАМТа Ирина Низина и Илья Исаев. Выпуск картины планируется к 8 марта.