В ответ на четырехдверные купе Audi и Porsche, минивенообразный Mercedes R-classe конструкторы и дизайнеры BMW предложили «прогрессивный седан для активных водителей» - модель GT. В «активности» седана можно не сомневаться, бело-голубая эмблема говорит сама за себя. Ведь даже скромная BMW 118i способна подарить водителю немало приятных минут за рулем, что уж говорить о Grand Turismo! А вот «прогрессивность» седана требует отдельного разговора.
Начать этот разговор стоит с вопроса: а седан ли это? Покатая крыша в задней части кузова характерна, скорее, для хэтчбеков. Первый «подход к снаряду» - багажному отсеку – и машина предстает классическим седаном. Только проем багажника оказывается маленьким. Понятно, что на машине такого класса рассаду возить не будут, но закинуть пару чемоданов в такой лаз непросто… Но, как оказалось, все несколько хитрее. Достаточно открыть багажное отделение другой клавишей и… Электропривод взметнет не только небольшую крышку багажника, но всю панель вместе с задним стеклом. Подобный подход уже демонстрировала Skoda в своей модели SuperB. Идея настолько красивая, что даже удивительно, почему автопроизводители так долго тянули с ее реализацией: если нужно закинуть небольшую сумку или портфель с документами, нет нужды распахивать гигантскую створку, выстужать салон и рисковать бумагами, которые могут разлететься с задней полки под порывом ветра, а если уж нужно загрузить «по полной» - никаких проблем, удобный проем багажного отделения к вашим услугам.
BMW GT оказалась «втиснута» не только между классами общей автолинейки, но и между ступенями модельного ряда самого баварского концерна. По признанию главы дизайнерского центра BMW Эдриана Ван Хойдонка (Adrian van Hooydonk), GT занимает промежуточное положение между седьмой / пятой сериями и кроссоверами фирмы. «Машина ориентирована на тех, кто ищет настоящего комфорта, роскоши и великолепных ездовых характеристик, сопоставимых с машинами 7-й серии, но не требует акцентированной спортивности, присущей седанам 5-й и чрезмерной высоты кузова, как у кроссоверов X5 и X6».
Работы над новинкой начались еще в эпоху Криса Бэнгла (Chris Bangle), предыдущего ведущего дизайнера компании. Облик авто полностью соответствует стилю баварского концерна. Массивный передок, украшенный отвесной радитаторной решеткой с редким «зубом», перерастающий в волны подштамповок, разбегающихся к стойкам лобового стекла – элементы характерные для всех моделей Bayerische Motorenwerke. Оформление кормы машины перекликается с кроссоверами марки, в первую очередь – X6, но GT строже полноприводной «сестры», грани кузова острее, а сложный профиль боковин кузова и задней панели скрадывает истинные габариты кузова. При пяти метрах длины, без двух миллиметров, если быть точным, машина не кажется крупной. И дело не только в визуальном восприятии. Даже при маневрировании в стесненном пространстве GT не станет «слоном в посудной лавке» – выручит активная система подруливания задней оси, которая заметно повышает маневренность машины.
По-настоящему размеры BMW GT можно оценить, если перебраться в салон. Мест всего 4, но каких! Традиционные сентенции о запасе пространства попросту не уместны. Человек садится на любое кресло и… Все проблемы остаются по ту сторону стекла. Внутри тихо, спокойно и все дышит движением. Похожее ощущение испытываешь на борту самолета, когда он еще не покатился по бетону полосы, но двигатели уже работают. Только GT способна дарить это чувство в любой момент времени. Даже когда машина дремлет, и двигатель еще не пробудился, идея движения живет. Она во всем: в том, как кресла обнимают пассажиров, как клавиша запуска двигателя требует прикосновения водителя, как взгляду открываются глубокие уступы панелей, заставляя поднять глаза, посмотреть на дорогу, вперед.
Скрасить это движение призвано продуманное до мелочей оснащение салона. Раз конфигурация салона не предполагает выделение «самого главного» человека, значит, комфорт нужно обеспечить всем. И немцы подошли к вопросу скрупулезно. Каждому выделена собственная зона регулирования климата, возможность раздельной регулировки всех четырех сидений, экраны мультимедийной системы и так далее. В этом отношении немного обделенными оказались пассажиры передних кресел: у них на двоих всего один телевизор, тогда как сзади их два.
А водитель? Очевидно, что развлекаться с медиацентром машины он сможет только на стоянке. А в движении машина предлагает иные способы борьбы со скукой. «Главное блюдо» – конечно, шасси и мотор, но о них чуть ниже. Что касается электронных примочек, то лишь их перечисление займет весь объем статьи. Только камер внешнего обзора установлено 4 штуки: «обычная» камера заднего вида, две – по углам переднего бампера для маневрирования в ограниченном пространстве и… инфракрасная камера ночного видения, работающая совместно с системой обнаружения пешеходов. Не утонуть в обилии информации и дисплеев помогает система проекции данных на лобовое стекло: сюда выводятся самые существенные данные: скорость, системные оповещения и подсказки системы навигации.
На сладкое – ездовые дисциплины, в которых автомобили BMW неизменно сильны. Только сначала нужно определиться с настройками. И речь не про сиденья-зеркала-руль, это было бы слишком банально. Настроить под себя можно машину целиком. Система управления шасси, рулевым управлением, двигателем и коробкой предлагает целых четыре варианта настроек: от комфортного до спортивного. Причем настраивать системы можно независимо друг от друга. А есть еще системы стабилизации, контроля распределения тяги… И у них есть свои настройки. Для того, чтобы не тратить время для подгонки машины под каждого нового водителя, авто предлагает сохранить «профиль» шофера.
Все системы обеспечения комфорта, электронные «примочки» сами по себе, конечно, интересны, но без мощного фундамента они не более чем забавные игрушки. Инженеры баварского концерна заложили для них достойную основу: новейшие бензиновые двигатели 3 л. (306 л. с.) и 4.4 л. (407 л. с.), а для любителей экономить предлагается трехлитровый турбодизель (245 л. с.). Бензиновые моторы щеголяют сдвоенной системой турбонаддува, которая обеспечивает гибкое управление подачей воздуха в цилиндры, растягивая рабочий диапазон мотора. Результат? Несмотря на существенный уровень форсировки, моторы не кажутся «острыми», у водителя «под ногой» всегда присутствует запас тяги, никаких провалов, рывков или турбоям. Не заглядывая в техданные, угадать, что под капотом мотор с приставкой «турбо» нереально. Добиться от высокофорсированного турбомотора ровного характера «атмосферника» - задача нетривиальная, но баварским мотористам она оказалась по плечу. В паре с двигателем трудится восьмиступенчатый автомат. Без «вкусностей» тут тоже не обошлось: для экономии топлива коробка блокирует гидротрансформатор не только при равномерном движении, но и при переключении передач гидромуфта остается замкнутой. Очевидно, что добиться плавности смены ступеней в этом случае непросто, но эта проблема тоже была решена. Для еще большей экономии машину оснастили системой рекуперации энергии. На режимах торможения двигателем генератор переключается в форсированный режим и запасает дармовую энергию в батарее, что позволяет снизить его потребности при дальнейшем движении. Работа системы наглядно отображается на приборной панели, позволяя водителю ощутить свой вклад в дело защиты окружающей среды.
К сожалению, во время проведения тест-драйва Москву накрыл снегопад. Дороги, покрытые кашей из снега и противогололедных реагентов не самое удачное место для тестирования динамики мощного автомобиля. Зато в полной мере удалось прочувствовать характер шасси машины и настройки «электронных ошейников» - систем стабилизации и контроля тяги. К электронике придраться невозможно. В сложнейших условиях она умудрялась удержать тяжелый заднеприводный авто на траектории, не дергая водителя по пустякам. Полностью отказаться от вмешательства электронных помощников нельзя. Даже в режиме Sport+ системы остаются активными, лишь немного возрастает их толерантность к действиям водителя. Неосторожное движение газом, способное вызвать лавину в 600 Н*м, будет аккуратно парировано и машина едва заметно дернет кормой. А в комфортном или нормальном режиме работы шасси даже этого едва уловимого срыва не случится.