За просмотром Чемпионата Европы по фигурному катанию «АиФ» собрал коллекцию ледовых мифов.
Коллекцию изучил олимпийский чемпион, старший тренер сборной России по танцам на льду Геннадий Карпоносов.
Миф 1. В мире фигурного катания наши тренеры котируются выше остальных.
— Да, наши как были, так и остаются лучшими. Мы с Линичук, когда уезжали в 90-е работать в США, выдвигали условие: берём с собой три русские пары (Грищук — Платов, Крылова — Овсянников, Авербух — Лобачёва). И американцы шли на это — давали им бесплатно и лёд, и проживание, и медстраховку. Так велико было желание получить наших тренеров. И сегодня ведущие спортсмены мира в основном стараются попасть к российским специалистам. Исключение — танцы на льду, где тренеры номер один — канадцы Дюбрей и Лозон.
Миф 2. В отличие от наших фигуристы на Западе платят за тренировку из своего кармана, поэтому иначе к ней относятся.
— Отчасти верно. Единственное, скажу, не все американские фигуристы платят из своего кармана. Как только человек чего-то добивается, например выигрывает юношеские соревнования, ему поступает помощь от федерации, которую он может потратить по своему усмотрению — на лёд, тренера, костюмы. Сборная же команда находится почти на полном обеспечении у федерации. Другое дело, что в Америке иной подход к тренировкам. Если у нас в основном групповые уроки (выезжают 6–7 пар, и тренеры смотрят сразу за всеми), то там приняты индивидуальные занятия. То есть 40 минут тренер полностью посвящает себя одной паре, затем 40 минут — другой и т. д. Фигуристы стараются выжать максимум из этих 40 минут, а вот в группе всё-таки иногда внимание рассеивается.
Миф 3. Конфликт неизбежен, если в группе занимаются несколько перспективных спортсменов.
— С одной стороны, наличие конкуренции помогает. Так было у нас, когда одновременно тренировались Грищук — Платов и Крылова — Овсянников, потом Домнина — Шабалин и американцы Белбин — Агосто. Каждая тренировка — как соревнование. Это особая мотивация, которой нет в тех группах, где сильного фигуриста окружают те, кто на несколько рангов ниже. Но конфликт в этой ситуации неизбежен — рано или поздно он случится. И последствия его зависят от той формы, в которой он произойдёт.
Миф 4. Не бывает мирного развода спортсмена и тренера, осадок всегда остаётся — у той или другой стороны.
— Осадок остаётся в основном у тренера. Потому что это от него уходят. Не знаю, что чувствует фигурист в момент развода, так как я тренеров не менял — всю жизнь был у Чайковской. А вот в качестве тренера сталкивался с этим, уходили от нас пары. Как правило, за этим стоял другой специалист с агитацией: «У меня лучше» и т. д. Конечно, обидно — ты столько сил вложил, а на тебя махнули рукой.
Миф 5. Сложность стала вытеснять творчество из фигурного катания.
— В чём-то справедливо. Возьмём танцы на льду. Новые правила ударили по нашей школе — той, что в своё время совершила революцию в танцах. Мы убивали всех хореографией, пониманием музыки, раскрытием новых произведений. Но сейчас на первое место выходят уровневые оценки (арбитры выставляют уровень сложности элементов — от базового до максимального 4-го. — Ред.). Главное, получить 4-й уровень, и не так важно, что такой же элемент делает ещё десяток пар. Зачем искать новые пути, напрягаться, если и так всё работает? Или, скажем, среди советских фигуристов считалось позором повторение одного элемента два года подряд. А сейчас? Я не буду называть имена, но есть одна ведущая пара, которая 5 лет делала одну и ту же дорожку, поддержку, и никто ничего не говорил.
Это, знаете, как если пытаться сравнить Большой театр и какую-нибудь танцевальную школу в другой стране, пусть и очень хорошую. Большой театр — это классика, иной уровень. Так было у нас, когда мы создавали шедевры на льду. Сегодня этого не делает никто, кроме французов Сизерон и Пападакис (чемпионы мира в танцах на льду. — Ред.), которые как раз и работают с канадскими тренерами. Вот они, конечно, катаются эпохально — как когда-то Пахомова и Горшков, Белоусова и Протопопов.
С другой стороны, где-то убыло, но где-то и прибыло. Например, мужское одиночное катание стало очень интересно смотреть. Японец Ханю, испанец Фернандес, канадец Чан — у них я видел потрясающие целиковые программы. А то ведь до этого мужчины сосредотачивались на том, на чём сегодня иногда сосредотачиваются женщины, — на прыжках. То есть вот они прыгали, прыгали, прыгали — и что-то между прыжками делали.
Миф 6. Чем эпатажнее костюм, тем лучше.
— Нет. Есть правила в части костюмов (запрещены костюмы, обнажающие значительную часть тела. — Ред.). Можно дойти до предела этих правил, но переступить через черту нельзя. Поэтому слово «эпатаж» к фигурному катанию неприменимо. А если говорить о том, какие костюмы запомнились лично мне, то в первую очередь это программа, которую Линичук ставила Грищук и Платову, — восточный танец. Я считаю, что это был шедевр.
Миф 7. В женском одиночном катании у нас много талантливых девочек. Кто-то из них мог бы перейти в парное и успешно выступать там.
— Да, без проблем. Только они не хотят (улыбается). Из одиночного катания можно перейти и в парное, и в танцы на льду. Были примеры перехода и из пар в одиночники. А вот из танцев перейти никуда не получится. Выбросы, прыжки танцор делать не может.
Миф 8. Возраст участия во взрослых соревнованиях по фигурному катанию поднимут, поскольку доминирование 15-летних спортсменок вызывает вопросы.
— В танцах на льду, в парном катании можно держаться и до 30 лет. Дискуссия на тему возраста идёт только вокруг женского одиночного катания, которое сильно помолодело. Помните, как в гимнастике началось движение в сторону девочек с косичками, когда появилась Корбут, ставшая звездой в 17 лет? Вот примерно то же самое происходит и у фигуристок. 15-летние девочки исполняют сложнейшие прыжки, с которыми не могут справиться более возрастные спортсменки. Им надо больше успеть в юном возрасте, потому что потом начнётся перестройка организма и брать высокую планку будет сложнее. Но с этим ничего не поделаешь. Тенденцию не остановить. Не думаю, что возрастной ценз поднимут. Нельзя отказать этим девочкам в праве на выступление. Ведь не скажешь им: «Извините, пусть вы сегодня делаете то, что никто не делает, но посидите ещё пару лет на скамейке».
Миф 9. Отечественное фигурное катание многим обязано Брежневу. Ведь он лично приезжал посмотреть на тренировку Родниной с Зайцевым на каток Медео.
— Роль Брежнева сильно преувеличена. Хоккей он любил, а вот фигурное катание не было для него чем-то особенным. Да, и его поездка на Медео случилась, похоже, лишь потому, что Брежнев прибыл в Казахстан с визитом, а местные решили показать ему достопримечательности. Медео, кстати, вообще был предназначен для конькобежцев, а не для фигуристов.