«Представить не могу, что придётся пропустить Олимпиаду из-за чужих грехов. Почему мы, честные спортсмены, должны отвечать за преступление, которого не совершали?» - говорит Мария Абакумова, чемпионка мира по метанию копья.
Причина олимпийского неспокойствия Абакумовой и остальных членов российской легкоатлетической сборной - четыре буквы: ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство).
Скандал № 1
Главный скандал в истории отечественного спорта разразился в прошлом году. Немецкий телеканал выпустил фильм «Тайный допинг: как Россия одерживает победы» (краткое содержание: медали попахивают подкупом, поддельными анализами, запрещёнными препаратами). ВАДА решило разобраться, потратило 1,5 млн долл. на работу специальной комиссии и выпустило доклад-бомбу с выводом: употребление допинга в России - это система, которая, похоже, поддерживается на госуровне. В результате российская сборная отстранена от участия в международных легкоатлетических соревнованиях на неопределённый срок (под угрозой оказалась поездка на Олимпиаду в Рио в августе нынешнего года).
Вопросов - что к докладу, что к его последствиям - было много. Почему, если о случаях употребления было известно давно, предъявили их только в момент напряжённых отношений между Россией и Западом? Почему в картине, нарисованной ВАДА, только наши легкоатлеты выигрывают с помощью химии, а все остальные побеждают исключительно благодаря силе воли и тренировкам? Почему наказали всю сборную, если претензии есть к отдельным спортсменам и тренерам? И т. д.
Ответы на эти «почему?», по логике, могли содержаться в январском докладе ВАДА. Громко анонсированное расследование должно было пролить свет на все тёмные дела, творящиеся в лёгкой атлетике. Но этого не произошло.
90 страниц нового документа оказались, по сути, рассказом о коррупции в рядах предыдущего руководства Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ - главная организация в этом виде спорта, отвечающая в том числе за проведение соревнований). По традиции немного помянули Россию - досталось чемпионату мира по лёгкой атлетике в Москве в 2013 г. (подозрительно большая сумма стоимости телеправ), а также экс-главе Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА)
Валентину Балахничеву, который был казначеем ИААФ. Главной же бабой-ягой предстал экс-президент ИААФ сенегалец Ламин Диак. Согласно выкладкам ВАДА, это он со своими родственниками и помощниками годами выстраивал структуру, неотъемлемой частью которой являлось мздоимство. В коррупционном котле что только не плавало - махинации, вымогательство денег со спортсменов в обмен на сокрытие положительных допинг-проб, мутный выбор городов - хозяев чемпионата мира по лёгкой атлетике (история похожа на скандал с ФИФА, не правда ли?) Впрочем, сенсацией всё это не стало. За 82-летним Диаком прокуратура стала гоняться ещё в прошлом году.
В итоге вопросов после январского выступления ВАДА стало ещё больше. Так, глава независимой комиссии ВАДА Ричард Паунд заявил, что новый президент ИААФ британский лорд Себастьян Коэ (выбран в августе 2015 г.) сможет провести необходимые реформы и привести лёгкую атлетику в порядок. Но ведь Коэ не вчера пришёл в ИААФ! Он занимал должность вице-президента коррумпированной организации аж с 2007 г. Получается, что 8 лет Коэ не знал о делишках, которые происходили у него под носом?
Опять же в новом докладе внимательный читатель обнаружит упоминание таких стран, как Испания, Турция, Кения, Марокко, Украина, обозначенных как «допинг-подозрительные». Но где расследования в их отношении? Где обвинения, дисквалификация сборных? Про атлетов США и вовсе нет ни слова. Притом что за 2014 г. выявленных случаев употребления запрещённых препаратов у американцев на 14 больше, чем у россиян.
Кстати, интересно, почему ВАДА проигнорировало недавний фильм телеканала «Аль-Джазира» о допинге в Америке. Неужели борцов за чистоту спорта интересуют только выкладки немецких кинематографистов?
«Можно, конечно, осветить каждый вопрос из списка, - говорит Николай Дурманов, эксперт по борьбе с допингом. - Можно приводить глубокомысленные аргументы, рассказывать факты, объяснять научные термины. А смысл? Всё равно все ответы сводятся к трём вещам: 1) несправедливость, 2) лицемерие, 3) война. Война пока, слава богу, психологическая. Стреляют буквами и словами по нашему национальному имиджу. Но всё равно местами больно. Всё склёпано слишком коряво и очевидно. Политический заказ уже никто и не прячет - что лёгкая атлетика, что футбол. Так и говорят, без утайки: «А не пришла ли пора главного блюда - лишения России чемпионата мира - 2018?»
Отстрел неугодных?
Глядя на то, как борьба с допингом сегодня превратилась в избирательный отстрел неугодных, волей-неволей подумаешь: а может, правы те, кто предлагал легализовать употребление запрещённых препаратов? Как, например, Этторе Торри, представитель итальянского Олимпийского комитета. Во-первых, жизнь показывает, что допинг искоренить нельзя, - фармакология и генная инженерия не стоят на месте. А во-вторых, романтический посыл «спорт равных возможностей» умер и без запрещённой химии. Возможности у всех как раз разные, ибо разные кошельки, а соответственно, и методики, экипировка, условия тренировок... Но всё дело в том, что борьба с допингом - это сам по себе огромный бизнес. Одна только проба на наличие запрещённых препаратов стоит несколько сотен долларов. Значит, борьба будет продолжаться.
Впрочем, сейчас главный вопрос, волнующий нас: поедут ли российские легкоатлеты на Олимпиаду в Рио? Да, если работа по чистке рядов удовлетворит вышестоящие международные органы. Работа кипит вовсю: руководство Российского антидопингового агентства (РУСАДА) отправлено в отставку, во Всероссийской федерации лёгкой атлетики прошли выборы нового президента (им стал министр спорта Саратовской области Д. Шляхтин), и - проверки, проверки, проверки. Никогда ещё чиновники, ответственные за судьбу спорта в России, не выказывали такого рабочего рвения. Ведь Виталию Мутко с товарищами в случае непопадания России на Олимпиаду придётся идти на самый главный ковёр.
Первые смотры российских трудов по выходу из допингового тупика пройдут в марте, тогда, возможно, и появится какое-то олимпийское спокойствие. Но даже если путёвку на Игры нам дадут, осадок останется очень большой.
«Дело вот ещё в чём, - говорит Юрий Седых, обладатель мирового рекорда в метании молота. - Из-за скандала на лёгкую атлетику легло чёрное пятно. В представлении людей победы теперь связаны со шприцом. Их отравили тем, что в спорте высших достижений всё на допинге. И это отпугивает, отбивает желание заниматься хорошим, здоровым делом - спортом!»