За всю историю выступления сборной России на Олимпийских играх спортивная ходьба принесла нам 5 золотых, 5 серебряных и 3 бронзовые медали. Только на последней Олимпиаде в Лондоне в 2012 году мы завоевали два золота и одно серебро — ровно четверть от количества всех золотых и серебряных медалей нашей страны.
Но теперь нашим традиционным надеждам на ходоков может прийти конец. Всему виной разгорающийся допинговый скандал в мордовской школе олимпийской подготовки, откуда и вышло подавляющее большинство ходоков-чемпионов. Все они работали под руководством уже легендарного тренера Виктора Чегина.
С риском для жизни
Работала с ним и олимпийская чемпионка – 2012, чемпионка мира, 22-летняя мордвинка Елена Лашманова. Работала, пока антидопинговая комиссия Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) не дисквалифицировала её на два года за нарушение антидопинговых правил. Теперь мы сможем увидеть её «летящую походку» не раньше февраля 2016 года, когда до очередных Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро будет оставаться около полугода.
Положительная допинг-проба была взята у спортсменки 4 января 2014 года в Саранске в рамках внесоревновательного контроля. При анализе пробы спортсменки были обнаружены метаболиты вещества GW1516. Изначально этот препарат был разработан в Британии для борьбы с лишним весом. Но за его способность быстро расщеплять жиры и делать из «быстрых», но маловыносливых мышечных волокон «медленные» и очень выносливые он полюбился многим спортивным тренерам. В частности, он незаменим на длинных беговых дистанциях и, конечно, в ходьбе на 20 и 50 километров, где главное — не скорость, а как раз выносливость.
Более того, этот вид допинга является одним из самых опасных не только для здоровья, но и для жизни спортсменов. Сама Лена Лашманова наверняка не знала, какому риску подвергается, используя этот препарат. Но люди, посоветовавшие ей это сделать, в любом случае были осведомлены, ведь о возможном вреде подобных средств упоминалось на многих конференциях и в меморандумах различных спортивных и антидопинговых организаций.
Пока неизвестно, что будет со спортивной карьерой девушки, сможет ли она вернуться в большой спорт после столь длительной дисквалификации, или конвейер по производству мордовских ходоков быстро найдёт ей замену с незапятнанной репутацией, а «бракованную модель» отправит на склад.
Мы их теряем
Но дисквалификация Лашмановой в масштабах страны становится исключительно её личной проблемой. Для всего российского спорта назревают неприятности куда крупнее, в результате которых мы можем и вовсе «потерять» такой вид спорта, как спортивная ходьба.
После обнаружения допинга в пробах Лашмановой в очередной раз под серьёзные подозрения попал её тренер Виктор Чегин. Елена оказалась уже тринадцатой спортсменкой из его группы, в чьей крови были обнаружены запрещённые препараты. Если до этого мировая спортивная общественность, особенно ходоки, которым воспитанники Чегина перебегали дорогу, лишая медалей, лишь перешёптывались, то теперь заговорили о повальном употреблении допинга мордовскими атлетами во весь голос.
Такая реакция спортсменов и тренеров заставила обратить на мордовскую школу ходьбы внимание и Всероссийской федерации лёгкой атлетики и Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Было инициировано предварительное расследование всего, что происходит в мордовском центре олимпийской подготовки. Российские борцы с допингом уже запросили данные генетических паспортов атлетов из Мордовии и в ближайшее время будут стараться выяснить, как допинг попал в кровь спортсменки.
Если вина Чегина и других сотрудников мордовского ЦОП будет доказана, то на «легендарной мордовской школе спортивной ходьбы» можно будет смело ставить крест, как, видимо, и на четверти золотых медалей, которые нам обеспечивали наши доблестные ходоки.
Дела давно минувших дней
Удивительно, как российские спортивные власти ещё раньше не «взялись» за мордовских спортсменов. Возможно, те предыдущие 12 случаев обнаружения допинга показались чиновникам ложкой дёгтя в бочке мёда, наполненной золотыми, серебряными и бронзовыми медалями Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, российских первенств и других соревнований, которые завоёвывали мордовские спортсмены. Возможно, речь шла о том допустимом проценте «брака», который бывает на всяком массовом производстве, коим стал мордовский ЦОП, носящий имя своего главного героя Виктора Чегина?
А ведь сходили с дистанции не просто какие-то малоизвестные спортсмены, сплошь чемпионы и претенденты... В 2005 году эфедрин нашли в крови Валерия Борчина, впоследствии отбывшего дисквалификацию и взявшего золото в 2008 году в Пекине и ещё на двух чемпионатах мира подряд.
В 2008 году ВФЛА дисквалифицировала на два года ещё пятерых спортсменов, уже паковавших вещи для участия в Олимпиаде — все из группы Чегина, у всех был найден эритропоэтин: Владимир Канайкин, Виктор Бураев, Алексей Воеводин, Сергей Морозов, Игорь Ерохин. На тот момент Воеводин уже был бронзовым призёром Афин-2004, а Канайкин нашёл в себе силы вернуться в спорт и выиграть серебро на ЧМ-2011 в Тегу.
Ещё один атлет из этой группы, Сергей Морозов, в 2012 году был уличён в абнормальных показателях гематологического профиля биологического паспорта, что практически на сто процентов означало применение допинга — вторая дисквалификация стала пожизненной и лишила его двух титулов чемпиона России. В том же 2012 году по тем же причинам на два года была отстранена от соревнований чемпионка страны Татьяна Минеева.
На год больше продержался и ещё один дисквалифицированный в 2008 году спортсмен — те же абнормальные показатели гематологического профиля поставили крест и на его карьере. В 2013 году стало известно и о менее серьёзном проступке менее титулованной подопечной Чегина Татьяны Акулинушкиной — в её крови нашли фенотерол, за что и «впаяли» полгода без спорта.
И, наконец, в июне 2014 года, когда все следили за чемпионатом мира по футболу, на два года от соревнований была отстранена Елена Лашманова.
Интересно, что в 2013 году ВФЛА дисквалифицировала на два года и аннулировала все результаты с 2009 года российского марафонца Сергея Ламаева. Он, конечно, не ходок, но значился в группе Виктора Чегина, что уже наводит на мысли.
Довершает картину неожиданное исчезновение с радаров большого спорта двух олимпийских чемпионов Лондона-2012: Ольги Каниськиной и Сергея Кирдяпкина — прямо накануне чемпионата мира по лёгкой атлетике, который в 2013 году проводился в Москве. Оба спортсмена усиленно готовились к соревнованиям, но, что удивительно, буквально перед стартом имена двух олимпийских чемпионов исчезли из протоколов. Тихо, вполголоса, не для протокола, говорили о каких-то мифических болезнях, которые они неизвестно когда и неизвестно как подцепили буквально накануне старта ЧМ-2013. Потом, уже в ноябре, было объявлено о завершении карьеры тогда ещё 28 летней Каниськиной. Видимо, то же самое касалось и более опытного Кирдяпкина. Однако в спортивных блогах и форумах не утихали крики о том, что спортсменов сняли из-за того, что их пробы перед чемпионатом мира дали положительный результат, а рисковать на домашнем соревновании никто им не позволил бы.
Будущее
Говорить о том, что будет с мордовской школой спортивной ходьбы, её воспитанниками и, конечно, её тренером, пока преждевременно. Сначала должно пройти предварительное расследование, результатов которого уже ждёт не дождётся министр спорта Виталий Мутко, недобро высказываясь в адрес тех, кто «подсунул спортсменке допинг», выгораживая Лашманову и уверяя, что она вернётся в спорт и на Олимпиаде в Рио всех победит.
А пока российские атлеты продолжают готовиться к чемпионату Европы по лёгкой атлетике, который намечен на вторую половину августа в Швейцарии. Восемь из девяти ходоков в нашей национальной команде прошли школу Виктора Чегина. Но сам тренер, который до этого ездил со своими подопечными на все старты, в Швейцарию не отправится и в подготовке к турниру участия принимать не будет — от греха подальше.
Приоткрыл завесу тайны Валентин Балахничев, президент Всероссийской федерации лёгкой атлетики, намекнувший на то, что Чегину пора бы и самому принять решение уйти...
«Пока идёт расследование, нынешнее решение является адекватным, я не говорил сегодня, что виноват Чегин или виноват Балахничев. Чегин не поедет на чемпионат Европы, его не будет на сборах команды при подготовке к турниру. Это единственная мера, которую мы как федерация можем применить. Дальше же, я считаю, Виктор должен сам понять меру своей ответственности, посмотреть на фамилии людей, которые у него "сгорели", и принять решение», — цитирует чиновника агентство «Р-Спорт».