«АиФ» посмотрел на игру сборной России на домашнем этапе Евротура и поговорил с Игорем Ларионовым о патриотах, дилетантах и виноделах
Нужна конкуренция
«АиФ»: - Игорь, ещё около года назад вы сотрудничали с Континентальной хоккейной лигой и командой СКА, у вас было много планов. Но почему-то вдруг вы уехали из России...
И.Л.: - Я понял, что мне проще заниматься тем, что люблю, работать там, где могу реализоваться, не сталкиваясь с дилетантами. Посмотрев, что происходит в нашем хоккее, я понял: нет смысла дальше оставаться, стучаться в дверь, где меня не слышат. В хоккее между людьми должно быть полное взаимопонимание. А когда его нет, сложно двигаться вперёд.
«АиФ»: - Многие говорят, что проблемы нашего хоккея начинаются «с малолетства» - нужно выстраивать систему обучения детей. Вы согласны?
И.Л.: - Конечно, самое важное закладывается с детства. И я понимаю, насколько это важно, так как мой сын играет в хоккей с шести лет. Вокруг начинающего хоккеиста не должно быть интриг, закулисных игр, взяток. Такого в Северной Америке нет. Дети должны получать возможность правильно тренироваться, не должно быть тех, которые переходят черту дозволенного. Но, похоже, в сегодняшней России это неактуально. И в результате мы расплачиваемся на более взрослом уровне, когда проигрываем канадцам, американцам и всем остальным.
«АиФ»: - Вы как-то обмолвились, что нашей сборной для побед не хватает сердца в игре. То есть - патриотизма?
И.Л.: - Патриотизм - понятие растяжимое. Но, выходя на лёд, ты должен понимать, что ты профессионал и обязан выполнять свою работу на 100%. Если играешь в НХЛ, каждый день борешься за своё место в составе команды. Поэтому у ребят только один вариант - показывать свой лучший хоккей в каждом матче. В российском хоккее тоже надо развивать подобную конкуренцию, и тогда не будет вопросов о патриотизме. Но это может произойти только при условии сокращения количества клубов в отечественной лиге.
«АиФ»: - Вы давно занимаетесь винным бизнесом. Слышала, что вам предлагали купить виноградники в Грузии...
И.Л.: - Было такое. Я деликатно отказался, потому что политическая ситуация там не совсем стабильная. Где-нибудь на юге России это было бы вполне реально. Но виноделием надо заниматься вплотную. А я сейчас полностью погружён в хоккей, практически весь день сижу на телефоне или через Интернет общаюсь со своими ребятами, просматриваю много игр. Поэтому на вино остаётся мало времени. Я продолжаю бизнес в Австралии, Калифорнии и пока расширяться не планирую.
«АиФ»: - Говорят, ежедневно вы выпиваете по два бокала вина. Здоровье позволяет?
И.Л.: - Иногда три-четыре выпиваю. Это нормально для меня. Каждый день бегаю, занимаюсь в зале. Жизнь, в общем-то, простая штука: правильное питание, много движения и позитив в отношении ко всему происходящему.
Построил 8 домов
«АиФ»: - Ваш переезд из Калифорнии в Мичиган связан с работой?
И.Л.: - Я хотел дать сыну, которому сейчас 12 лет, возможность нормально тренироваться и играть. Ведь в этом регионе хоккей самый сильный. Здесь множество катков буквально в 5 минутах от нашего дома. Плюс у меня тут осталось много контактов после восьми сезонов, проведённых в составе «Детройта».
«АиФ»: - Говорят, вы почти в каждом месте, где жили, строили новый дом. Не жалко каждый раз бросать семейное гнездо?
И.Л.: - В Америке так принято. Когда вы строите дом, первым делом думаете, как потом его продадите. За 20 лет мы с семьёй переезжали уже 18 раз и сами построили 8 домов. Когда мы покидали очередное жилище, никаких сожалений не возникало. Мы знаем, что новый дом сделаем более комфортным, возьмём всё самое лучшее из того, что было, и добавим много нового. Это тоже интересный творческий процесс.
«АиФ»: - Ваши дочки когда-то занимались шоу-бизнесом, но почему-то забросили это занятие…
И.Л.: - Сейчас старшая дочь работает в НХЛ, также ведёт телепрограммы в крупной американской компании. Младшая пошла в индустрию моды. Обе живут в Нью-Йорке. А шоу-бизнес настолько изменился за эти годы, что пройти путь до известности слишком сложно и не всегда оправданно. Девочкам нравится то, чем они занимаются. И я рад, что они приняли такое решение.
«АиФ»: - Если вас снова позовут работать в Россию, согласитесь?
И.Л.: - Не думаю, что мой опыт пригодится в сегодняшней России. Мне будет трудно войти туда, где всё изначально исковеркано. Я осознаю, что наш хоккей сильно отстал и сейчас необходимо пересмотреть весь объём работы - для того чтобы вернуться на вершину, откуда мы спустились. Игры в Сочи не за горами. Чтобы иметь сильную команду и конкурировать с Северной Америкой или теми же шведами, чехами, надо понимать, как это делать. Олимпиада - скоротечный турнир. Это не Кубок Стэнли. Нужно, чтобы машина работала без перебоев задолго до начала. Заявлять сегодня, что мы всех обыграем, - нонсенс. В команде должно быть не 5-6 ярких игроков, а 22 лучших хоккеиста, где каждый будет занимать своё место, и место это должно быть дано не за какие-то прошлые заслуги, а за игру в текущем сезоне. Но моё видение не всеми может быть воспринято правильно...
Досье
Игорь Ларионов родился в 1960 г. Выдающийся советский и российский хоккеист. Играл в легендарной пятёрке сборной СССР и клуба ЦСКА. Сейчас занимается винным бизнесом и агентской деятельностью. Живёт в США.