До сих пор нет единого мнения, почему на самом деле шахматный вундеркинд, поставивший крест на целом поколении гениальных шахматистов, американец Роберт Фишер, так и не принял участия в матче против претендента на свою корону — советского шахматиста Анатолия Карпова.
Холодная война в шахматах
Бобби Фишер, 29-летний гроссмейстер, стал чемпионом мира в самый разгар холодной войны. Он не просто обыграл великого советского шахматиста Бориса Спасского. Он прервал советско-российскую гегемонию на мировой шахматной доске, царившую с 1927 года. Он одного за другим вывел из строя целый ряд сильнейших российских шахматистов: Тайманова, Корчного, Петросяна и под конец — самого Спасского.
Хуже всего, что он постоянно обрушивался с нападками на советскую шахматную систему, изжившую себя, по его мнению. Фишер утверждал, что и чемпионами спортсмены из СССР становились благодаря заговору — постоянно заключая друг с другом ничьи, чтобы разделить очки и не дать остальным шанса опередить их в отборочном турнире перед финальным матчем за звание чемпиона мира. Он даже предлагал реформировать правила, чтобы запретить заключать ничьи в неясных позициях.
Этого не произошло, но, победив всех своих соперников, он смог сломать систему, пробиться в финал и выиграть его. Но дальше, как и любого чемпиона мира по шахматам, Фишера ждала защита короны с новым претендентом. Им стал новичок в шахматном мире, молодой Анатолий Карпов, получивший звание гроссмейстера в 19 лет.
Чемпионский матч
Следующий матч за звание чемпиона мира должен был состояться в 1975 году. Бобби Фишеру предстояло отстаивать своё звание в серии встреч с претендентом, имя которого определял отборочный турнир.
Когда имя соперника ещё даже не было известно, Фишер, ставший суперзвездой в западном мире, выдвинул ряд условий Мировой шахматной федерации (ФИДЕ), касающихся правил проведения матча за звание чемпиона мира. Переговоры из-за несговорчивости сторон затягивались, а Фишер продолжал участвовать в коммерческих проектах, требовать со своей федерации по 150 тысяч долларов за участие в Олимпийских играх, торговать своими телефонными разговорами, личными встречами и интервью, которые в его случае стоили по 25 тысяч долларов — сумасшедшие на тот момент деньги. Фишер мечтал сделать шахматы самым богатым видом спорта. Он грезил миллионами, а посему и очень боялся потерять корону.
Главным его требованием, которое отказались выполнять в ФИДЕ, было проведение чемпионского матча до десяти побед кого-либо из соперников. Ничейные исходы партий в расчёт не брались. Количество матчей, которые требовались для выявления чемпиона, было не ограничено. Одно это могло затянуть серию на долгие месяцы. Ещё Фишер требовал, чтобы по правилам при счёте 9:9 чемпионское звание оставалось у его обладателя, а претендент уезжал ни с чем, то есть претендент должен был одержать победу как минимум в две партии. Это давало чемпиону особые привилегии, наравне с отсутствием необходимости участвовать в отборочном турнире.
Не вдаваясь во все перипетии переговорного процесса, отметим, что ФИДЕ, как бы сильно ни хотела провести матч за звание чемпиона мира между Фишером и Карповым, на условия Фишера идти отказалась. Фишер же после этого обиделся и решил «наказать мир» и никогда больше не играть в шахматы, что лишь с некоторыми оговорками и осуществил. Его победа над Спасским в последнем матче той серии стала его последней официальной партией.
После этого ФИДЕ лишил Фишера чемпионского звания и присудил его Карпову.
Причины отказа
Непринятие его правил ФИДЕ стало формальным поводом для отказа от матча с Карповым. О причинах же, побудивших так поступить Фишера, выигравшего своё звание по старым правилам, споры идут до сих пор.
Одной из самых популярных версий является банальный страх перед советским претендентом. Дело в том, что со всеми своими предыдущими соперниками Фишер был отлично знаком. Он либо лично принимал участие в партиях с ними, либо имел огромный багаж теоретических знаний, накопленный за годы их участия в международных турнирах.
Карпов же являлся новым именем в мировых шахматах. В 19 лет он стал гроссмейстером, а в 24 уже претендовал на шахматную корону. Фишер, если верить приверженцам этой теории, просто боялся играть с неизвестным соперником. Он не знал, как против него играть. Он не знал, чего можно ожидать от такого же молодого, как и он, шахматиста. Они, кстати, так и не сыграли ни одной партии.
В случае же отказа он оставался непобеждённым чемпионом, что прекрасно осознавал. Он часто выступал в прессе, называя себя чемпионом мира.
Карпов
Советский же гроссмейстер после того, как получил звание чемпиона мира, до конца так и не чувствовал себя чемпионом. Но, не имея возможности отстоять своё звание в партиях с бывшим его обладателем, Анатолий пообещал быть «играющим чемпионом», проводить большое количество встреч. Это обещание он сдержал и на протяжении десяти лет при интенсивном графике матчей всё равно сохранял своё чемпионское звание.
Возможно, сохранил бы его и в 1985 году, если бы матч с Гарри Каспаровым при счёте 5:3 в пользу Карпова не прервали из-за слишком длительного времени его проведения. В том же 1985 году Карпов уступил Каспарову корону, но в игре уже по новым правилам с ограниченным количеством партий в матче.
Но речь сейчас не об этом, а о том злополучном дне 3 апреля, когда Карпов стал единственным чемпионом мира, который завоевал это звание не только без боя, но и вообще ни разу не играя со своим предшественником.
Карпова этот факт очень задевал, и он всеми силами старался организовать если не официальный матч по правилам ФИДЕ, то хотя бы коммерческую встречу с Бобби Фишером, удовлетворив большинство его запросов. Проблемы могли возникнуть с условием безлимитной игры до 10-ти побед, потому что Карпов должен был выступать в турнирах ФИДЕ, а встреча по таким правилам могла длиться до нескольких месяцев.
Но главным камнем преткновения стал даже не формат матча, а прихоть Фишера, которая касалась названия этого события — «Матч на первенство мира среди шахматных профессионалов». Все мы помним, что в Советском Союзе профессионального спорта просто не существовало. Карпов не мог пойти на участие в турнире под такой вывеской, иначе проблем с КГБ было бы не избежать. Но Фишер продолжал стоять на своём, пока на Карпова в СССР не было заведено дело по подозрению в намерении сдать Фишеру свою корону за деньги.
В итоге стороны вроде договорились подписать соглашение о проведении матча на Филиппинах, где призовой фонд измерялся бы 5 миллионами долларов. О формате и названии встречи должны были договориться позже. Но в самый последний момент Фишер отказался подписывать договор, не желая связывать себя какими-либо обещаниями, пока не было ясно всё от начала и до конца.
Память
В итоге Бобби Фишер и его матч с Карповым, который так и не состоялся, стали едва ли не самым обсуждаемым событием в истории шахмат с момента их изобретения.
Сам же Фишер был увековечен во многих художественных произведениях. Помимо книг, которые он и сам писать был мастаком, про него сочиняли песни (Высоцкий спел две песни про матчи с Фишером), а в 2011 году в свет вышел фильм под названием «Фишер против всего мира».