Железнодорожная станция «Олимпийский парк» в Адлере переполнена, водители автобусов не успевают развозить спешащих домой людей. Гольф-карты еле ползут сквозь многотысячную толпу, постоянно сигналя зазевавшимся прохожим. Только что на «Сочи Автодроме» завершился первый в истории Гран-при России «Формулы-1». Гонку в общей сложности посетили свыше 60 тысяч человек — каждый пришёл сюда посмотреть, как двадцать с лишним самых дорогих и продвинутых на планете автомобилей под управлением лучших пилотов мира будут выяснять, кто из них быстрее.
Гран-при России стал важнейшим спортивным событием Краснодарского края с момента зимних Олимпийских игр, и ажиотаж вокруг него был нешуточным. Болельщики приходили на трассу ещё в четверг, хотя даже тренировочные заезды в рамках этапа начались только в пятницу. Многие привели с собой детей, кто-то пришёл, ни разу прежде не видев гонок даже по телевизору. Однако имя Даниила Квята, единственного в данный момент российского гонщика «Формулы-1», знали все.
Для отечественной автоспортивной индустрии прошедший Гран-при был самым важным событием в истории. Если Россия пришла в Формулу-1 ещё четыре года назад с дебютом Виталия Петрова в составе Renault, то теперь с ответным визитом к нам приехала сама «Королева автоспорта». Переоценить значение гонки невозможно — её посетил лично президент России Владимир Путин, наблюдавший за заездами с трибун вместе с генеральным промоутером чемпионата Берни Экклстоуном.
От России с любовью
Для Гран-при в Адлере был построен один из самых современных автодромов в мире. На трассе предусмотрено всё, что можно было предусмотреть: судейская комната с десятками технических мониторов, специальные стационарные моторхоумы для сотрудников и гостей команд, просторные пресс-центры, несколько залов для пресс-конференций и, конечно, зоны отдыха для болельщиков, где те могли перекусить пиццей или панини, попробовать свои силы на автомобильном симуляторе или купить футболку в цветах любимой команды.
Но главное здесь — трасса. Она начала преподносить сюрпризы с самого начала. Уже в тренировках инженеры отметили, что скорости оказались несколько выше, чем ожидали пилоты. Сам по себе асфальт оказался не очень абразивным, поэтому износ шин был минимальным — пилоты могли вдоволь атаковать, не боясь испортить резину.
Дополнительную сложность создавала нехарактерная конфигурация трека. Строительство самой трассы началось уже после возведения олимпийских объектов, поэтому архитекторы были ограничены в возможностях. В результате разные сектора «Сочи Автодрома» предъявляли гонщикам и машинам абсолютно разные требования. В начале круга от автомобиля требуется эффективная аэродинамика для быстрого прохождения скоростных изломов и затянутого третьего поворота, затем гонщиков ждал длинный двойной излом на максимальной скорости, где всё зависело от мощности двигателя, ну а в концовке пилоты выполняли целую серию разнокалиберных виражей, удержаться в которых удавалось далеко не всем.
Лучшие против лучших
Уникальный характер трассы смешал участникам почти все карты. Доминирующий на протяжении всего сезона Mercedes остался главным фаворитом соревнований, но в борьбе за звание лучшей команды среди остальных вызов Williams бросила легендарная McLaren. Настоящий прорыв к этой гонке смогла совершить скромная Toro Rosso, в составе которой выступает Даниил Квят. Свою роль сыграли сразу два фактора: во-первых, трасса была новой для всех гонщиков, так что отсутствие опыта у дебютанта не повлияло на скорость, и в то же время автомобили итальянской команды традиционно обладают низким аэродинамическим сопротивлением, что позволило на данном конкретном треке компенсировать недостаток мощности двигателя Renault. В квалификации Квят показал пятое время, став одной из главных сенсаций субботы.
В воскресенье воодушевлённые столь высоким результатом болельщики ожидали от Даниила высокой позиции в гонке, но итоговый результат оказался разочаровывающим. Из-за различных технических неполадок обе Toro Rosso на длинной дистанции заезда не смогли реализовать свой потенциал. Квяту даже пришлось лишний раз заезжать в боксы, и гонку он в итоге закончил лишь на 14-м месте. Не смог блеснуть и напарник россиянина — французский пилот Жан-Эрик Вернь финишировал 13-м.
Главными действующими лицами на протяжении всего сезона остаются гонщики Mercedes Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Оба блестяще среагровали на стартовые синалы светофора, сорвавшись с первой и второй позиций. В первый поворот две «серебряные стрелы» влетели бок о бок, каждый из них знал, что следующий вираж — острый правый поворот перед тем самым затяжным третьим — может стать решающим. Пилоты стремились начать торможение в самый последний момент, и в это мгновение ошибку допустил Росберг — он опоздал буквально на мгновение, заблокировал шины и его автомобиль вынесло за пределы трассы.
Нико пришлось срезать поворот и отдать лидерство Хэмилтону, но главным было то, что немец повредил в этом эпизоде шины и вынужден был уже после первого круга свернуть на пит-стоп. Механики поставили Росбергу более жёсткий комплект резины, и тот помчался навёрстывать упущенное. С пит-лейна Нико вернулся лишь двадцатым, но он знал, что жёсткие шины потенциально могут позволить пройти оставшиеся 52 круга без дополнительных пит-стопов.
Уже на 22-м круге Росберг был десятым, а ещё через одиннадцать вышел на второе место. Нико совершил несколько изящных обгонов, а многих пилотов опередил в тот момент, когда пришла их очередь провести пит-стоп. За двадцать кругов до финиша перед Росбергом оставался лишь Льюис Хэмилтон, но разница между партнёрами по команде составляла уже 20 секунд — именно столько потерял немец, когда прорывался сквозь пелотон после ошибки на старте.
Выступая на одинаковых машинах, отыграть такое отставание невозможно. В какой-то момент Росберг смирился с поражением, и тут же полетел будто на крыльях. Несколько кругов подряд, несмотря на изношенные шины, немец штамповал быстрейшие круги гонки. В этот период ему попросту не было равных. «Конечно, обидно, что я проиграл, но я всё равно счастлив, — заявил на церемонии награждения призёров Росберг. — В этот уик-энд наша команда сработала идеально, мы финишировали на первом и втором местах и обеспечили Mercedes Кубок конструкторов за три гонки до конца чемпионата. Мне не на что жаловаться».
В полуметре от него победу праздновал Льюис Хэмилтон. Для англичанина это уже четвёртая подряд победа, в общем зачёте он увеличил свой отрыв до 17 очков и теперь по праву считается главным фаворитом в борьбе за чемпионский титул. «Россия — чудесная страна, я очень рад победить здесь в первом Гран-при для вашей страны», — отметил триумфатор. «Спасибо», — добавил в конце Хэмилтон практически без акцента.
Третьим гонку закончил Валттери Боттас, восходящая суперзвезда из Финляндии. Он пришёл в «Формулу-1» лишь в прошлом году, но тогда Williams не смогла построить конкурентоспособный автомобиль. В текущем сезоне машины прославленной британской команды оказались одними из лучших, и Боттас уже в пятый раз в этом году поднялся на пьедестал почёта.
Четвёртое и пятое места заняли гонщики McLaren, доминировавшей в «Формуле-1» 16 лет назад, но в последние недели с трудом дотягивающейся даже до первой пятёрки. Впрочем, в следующем сезоне коллектив получит новейшие двигатели Honda, и успех на Гран-при России может стать первым шагом к возрождению легенды.
Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель, главные суперзвёзды чемпионата, потерпели в Сочи неудачу. Алонсо закончил гонку лишь шестым, в то время как Себастьян оказался и вовсе на восьмой позиции. Оба по окончании сезона покидают свои команды, и мысленно они уже в других командах, так что ударом такие результаты не стали ни для одного, ни для другого.
А вот для Квята неудача в прошедшей гонке была чувствительна. Даниил рассчитывал во всей красе проявить себя на глазах у десятков тысяч соотечественников, но проблемы с машиной не оставили гонщику ни шанса. Тем не менее, в следующем году Квят придёт на место Феттеля в Red Bull Racing, и уж в 2015-м — если, конечно, австрийцы не подведут с автомобилем — Даниил окажется в числе лидеров. Гран-при России на «Сочи Автодроме» уже фигурирует в расписании Формулы-1 на будущий год.