Матч ЦСКА – «Спартак». Посреди игры на трибуне болельщиков ЦСКА появляется огромный баннер, изображающий легенду «Спартака» Андрея Тихонова. «Зачем?» – недоумевают все вокруг?
Оказывается, этот баннер, украденный у фанатов «Спартака», их противники из «армейского» лагеря решили использовать для своего анимированного перфоманса.
Одним перфоманс красно-синих показался оскорбительным. Другие восприняли это проявление фанатской субкультуры, как должное.
За. Андрей Малосолов
Я выступлю адвокатом дьявола, но дьявола ли я защищаю?
Один деятель РФС как-то сказал ставшую крылатой фразу: «Это не моя чашка чая» – говоря о каких-то там контрактах федерации с будущими спонсорами.
Тема, связанная с баннером в адрес Андрея Тихонова на трибуне фанатов ЦСКА, не является «чашкой чая» для пресловутой общественности, которая как всегда возмущена выходкой фанатов, но ничего сделать как всегда не может.
Самое смешное, что в риторику о баннере, с которым поступили крайне жестоко, вступили и сами фанаты «Спартака», которые ещё совсем недавно под одобрение секторов засовывали нехороший предмет в пасть льву, который символизировал собою весь Санкт-Петербург. Данная акция не вызвала волны протестов болельщиков красно-белых, да и остальные отмолчались. Это не говоря уже об оскорбительных песнопениях фанатов «Спартака» в адрес, например, Романа Широкова, которые начинаются со слов: «Банана, банана-мама…».
Да и в сытой спокойной Европе подобные перфомансы – не редкость. За примером далеко ходить не надо. Один перфоманс на игре швейцарского чемпионата между «Янг Бойз» и «Люцерном» чего стоит.
Я к чему это всё говорю. Есть понятие «ультрас культура». Есть фанатские перфомансы аналогичного действа и свойства, что и с Тихоновым, и их по всему миру очень много. Хорошо это или плохо, решать точно уж не гомонящей общественности. Это часть брутальности или даже «быдлизма» футбола. Она есть и, наверное, будет всегда.
Лично мне жаль, что объектом насмешек стал культовый футбольный персонаж для спартаковцев и многих других болельщиков, действительно достойный Андрей Тихонов. Но культовый ли он для армейцев? Он вызывает и положительные эмоции, и отрицательные, многие помнят историю с выселением бабушки Тихонова её внуком из собственного дома.
Культовый ли персонаж для спартаковцев Валерий Газзаев, Вагнер Лав или Игорь Акинфеев? Однозначно культовые игроки в масштабах всей страны культовыми для «спартачей» не являются. В их сторону с трибун соперников ЦСКА (и не только фанатских, но и с респектабельных «центров») несутся такие оскорбления, что дух захватывает! А Игорю Акинфееву, получившему тяжелейшие травмы после столкновения с Веллитоном, не вы ли, интернет-общественность и прочий «возмущённый народ», посвятили издевательские слоганы, речовки, статьи и комментарии? Это я и к тем обращаюсь, кто говорит, что мне стыдно быть болельщиком ЦСКА. Или к тем, кто бревна в собственном глазу не замечает, ища соринку в чужом.
На трибунах во время дерби страсти всегда кипят. Трибуны используют массу возможностей для троллинга многих персонажей дерби: игроков, фанатов, тренеров.
Да, есть свои правила, например, не трогать святые для всех вещи, фигуры и понятия. История с похищенным у «спартачей» баннером Тихонова и последующим глумлением над ним говорит не о том, что всё вдруг стало плохо, а о качестве в принципе нынешнего движения фанатов.
В самой среде идут нескончаемые споры о состоянии многих фирм и группировок, которые уже который год не выясняют отношений между собой. Поэтому большое распространение получили акции в стиле «фанатского фристайла», которые, в основном, обходятся без применения физического насилия: бесконечные подколки соперников в виде граффити, баннеров и плакатов, акций прямого действия. Перед вчерашним дерби «армейская ультра» нанесла «спартаковской» серьёзную моральную травму, предав огню готовящийся недешёвый перфоманс и поиздевавшись над «отжатым» ранее в Щёлково баннером с Тихоновым. Всё это может привести к серьёзной внутренней борьбе и пересмотру позиций в движении красно-белых, уязвлённом событиями. Вот почему такой резонанс именно со стороны фанатья – это внутренняя история, доступная только членам субкультуры, не допускающей к себе посторонних.
Ну, а если упрощать, то очевидно, что произошедшее стало определённым вызовом со стороны красно-синих – красно-белым. Эти вызовы происходят с различными перерывами с
Ну, а общественность может возмущаться сколько угодно, ведь ничего альтернативного и дельного она предложить всё равно не сможет.
Андрей Малосолов, бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |
Против. Степан Чаушьян
В воскресенье во время главного российского футбольного дерби между ЦСКА и «Спартаком» болельщики сотворили что-то из ряда вон выходящее. Что-то, по сравнению с чем меркнут мешки навоза у дверей офиса фан-клуба «Спартака», отрубленные свиные головы, свисающие с моста, сожжённые полотнища, вырванные кресла на стадионе. Да даже поздравление «дедушки» фанатами «Спартака» на 21 апреля несколько лет назад или памятный баннер фанатов «Зенита» о Льве Яшине и «Динамо» – как-то мелко, по сравнению с выходкой «ультрас» ЦСКА.
Фанаты красно-синих во время игры развернули огромное изображение легендарного капитана «Спартака» Андрея Тихонова, проделав над ним ряд оскорбительных действий.
Здесь стоит отметить, что этот баннер был, как это называют фанаты, «отжат», а попросту говоря, захвачен после драки у болельщиков «Спартака». Красно-белые подготовили полотнище, чтобы достойно проводить своего ветерана во время благотворительного матча между легендами ЦСКА и «Спартака». Все средства от продажи билетов на игру пошли на помощь жертвам терактов. Этот же матч стал официальной прощальной игрой Андрея Тихонова.
Это кем же надо быть, чтобы после такой встречи устроить битву за баннер, отобрать его и через год сотворить над ним такое?!
До матча, кстати, фанаты ЦСКА ещё и записали видео, где они танцуют под известный трек Harlem Shake на изображении Тихонова. Это хоть куда ни шло…
Да, в фанатской среде принято подкарауливать друг друга, избивать, отбирать баннеры. Отобранные «артефакты» либо сжигаются на месте, как это было проделано с полотнищем красно-белых накануне дерби, либо вывешиваются на трибунах во время игры вверх ногами и также сжигаются. Это – нормально. По крайней мере, для фанатов.
Однако акция, которую провернула группа фанатов ЦСКА, нашла осуждение не только среди болельщиков «Спартака» и других российских клубов. Осудили её и многие болельщики ЦСКА.
«Одно дело глумить название «клуб раба…» или издеваться над символом клуба, рисовать гладиаторов в балетных пачках и т. д., задевая нас и вызывая злость. Это напоминало некое соперничество «подколите друг друга», но сегодняшней акцией «кони» (неформальное прозвище ЦСКА и его болельщиков – прим. ред.) переступили невидимую грань, наплевав в душу всему красно-белому «движу». Честь и достоинство – вот, что вы потеряли сегодня в наших глазах», – говорится в обращении фанатов «Спартака» на сайте одного из самых популярных красно-белых сообществ.
Пытаясь оскорбить и унизить соперника, красно-синие, до этого соперничавшие с армией фанатов «Спартака» на равных, перегнули палку.
Сейчас все ждут ответной реакции со стороны фанатов «Спартака». Конечно, рано пока говорить наверняка, но с большой долей вероятности могу сказать, что никакой реакции не последует.
Сначала очень хотелось брызжа слюной обличать подонков, которые сотворили подобное, сыпать оскорблениями, обвинениями… А потом стало понятно, что люди, придумавшие всё это, едва ли достойны и этих трёх с небольшим тысяч знаков, что на них уже потрачены.
Осталось только одно чувство – стыд. Мне стыдно, что я был на этом мачте, что стоял на одной трибуне с этими упырями, что кричал с ними одни слова, поддерживая ЦСКА. Стыдно было звонить Андрею Тихонову, чтобы узнать его отношение к подобным выходкам. И ещё более стыдно было рассказывать легендарному человеку о баннере, который он не видел и просил описать по телефону.
Разве я придумывал и рисовал всё это? Разве я растягивал баннер на трибуне? Почему стыдно мне? Интересно, каково им, тем, кто даже к изображению Тихонова прикасаться не достоин?
Им всё равно.
Чаушьян Степан |