Деннис Лахтер, футбольный агент:
Миф 1. Контракт с Капелло — это просто афера, на которой кто-то заработал
Вижу, как Мутко в фуфайке и прохорях поёт: «Вот тут я дал, в натуре, маху». Купились на имя. Хотя понятно было: Капелло — больше бренд, чем класс. Его результат за последние 10 лет — пшик, ноль. Ну а кто уж что придумал, изначально пристраивая его в сборную России или «по дороге»… Мне кажется этот миф вполне правдоподобным. Потому что, как сказал Салтыков-Щедрин: «Если я усну, а проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». Тем более, воровать проще, когда есть фигура, имя которой звучит громко. С пусть неплохим, но малоизвестным тренером что-то провернуть сложнее.
Миф 2. Слуцкий — это идеальный тренер для сборной
Знаете, притом что у Слуцкого нет какой-то особой харизмы, я считаю, он — явление в нашем футболе. Это тот случай, когда несмотря и вопреки. Во-первых, потому, что, оказывается, мы и сами что-то можем. Во-вторых, по моим ощущениям, он очень совестливый человек. А совестливым быть в футболе тяжело. Особенно в российском.
Есть пара моментов, которые у меня вызывают вопросы. Слуцкий не замечен за тем, что называется «жёсткость руки». Встряхнуть, осадить, «дать по хоботу кому-то» — в ЦСКА за него это делает Гинер. Опять же есть такое понятие, как тренер одной команды. Мы же часто наблюдаем сюжет: специалист с успехом работает в команде, потом уходит на повышение, там обделывается с ног до головы, затем возвращается на старое место — и снова фурор. Посмотрим. В любом случае, следить за Слуцким будет очень интересно.
Миф 3. Виталий Мутко теперь отвечает за российский футбол. Уж министр спорта наведёт в нём порядок
Нет, я в это не верю. Он человек системы, и мне тяжело его представить в качестве образца, ратующего за очищение «авгиевых конюшен» российского футбола. Не заметил, чтобы куда-то делись непонятные матчи. Хотя правильнее было бы их назвать абсолютно понятными. По большому счёту, что значит «теперь отвечает»? Главой РФС Мутко уже был (2005–2009 гг. — прим. ред.), да и уйдя на пост министра спорта, с футболом не расставался. Он был одним из тех, кто утверждал кандидатуру Капелло. Достижения? Помнится, не так давно нам рассказывали про задачу выиграть за 10 лет 3 еврокубковых трофея. Но давайте быть честными, Лигу чемпионов мы выиграем тогда, когда у меня на глазницах начнут расти волосы. Про Чемпионат мира – 2018, который планировалось выиграть, я уже и не говорю. На сегодня есть только мышиная возня внутри чемпионата России, которая мало кого интересует.
Миф 4. Наш футбол ругают по привычке, не замечая позитивных сдвигов. Вон, юношеская сборная в этом году добралась до финала чемпионата Европы
Да, были в финале, а дальше-то что?! Вспомним сборную Колыванова, победившую в 2006-м (на юношеском чемпионате Европы до 17 лет — прим. ред.). Тогда наш вратарь Помазан чудеса творил в матче с немцами, у которых мы в итоге выиграли. Так вот, немцы спустя 8 лет стали чемпионами мира. А где наши юноши-победители – 2006? Нигде! Растворились! Помазан, признанный лучшим футболистом того турнира, прозябает в «Анжи», который стоит на вылет из Премьер-лиги.
Вот «Спартак». Клуб постоянно на-гора выдаёт интересных молодых пацанов — своих воспитанников — и на стороне отбирают лучших… И опять вопрос: а дальше-то что? «Спартак» в последний раз что-то выигрывал в начале века (чемпионат России в 2001 г. — прим. ред.). И денег вваливают, и стадион построили, а результата как не было, так и нет. Почему так происходит — абсолютно понятно. Есть системная ошибка. Но менять систему не хочется. Потому что в бардаке проще проворачивать дела.
Возьмём Австрию или Бельгию, которые нельзя сравнивать с Россией ни по людскому, ни по финансовому ресурсу. В самом богатом австрийском клубе «Ред Булл» (Зальцбург) зарплаты раз в 10 меньше, чем в «Зените». При этом в стране — футбольный бум. Австрийская сборная катком проехалась по нашей отборочной группе на Чемпионат Европы, причём особо не напрягаясь. В Бельгии населения меньше, чем в отдельно взятой Москве, а сборная на 1-м месте в рейтинге ФИФА. Просто задумайтесь.
Миф 5. В России по определению не может появиться футболист с большой буквы. Такой, как, например, Зидан
Как Зидан? Думаю, нет. В России понятие «профессиональный футболист» есть, а профессионального отношения к футболу нет. Смотришь, вроде появился игрок, который может вырасти в кого-то. А среда такая, что не растёт тут ничего выдающегося. Отсутствие конкуренции, высококлассных исполнителей и понимание собственной незаменимости мешают. То есть ты ещё ничего из себя не представляешь, но уже озарён каким-то волшебным светом. Бренды, тренды, соцсети. Уровень «простоты» восприятия жизни запределен, стремление к самопознанию и совершенствованию отсутствует. Денег пароход, бесконечные расцеловывания в пятую точку, и тебе уже кажется, что всё можно. Можно шляться по ночным клубам. Можно ехать по сплошной 100 км/ч на красный свет. Подарил маечку гаишнику — и нормально. А потом, даже когда ты хочешь собрать себя в кучу, то уже не можешь. Просто не готов к тяжелейшему труду, запредельным скоростям. Начинаются непонятные промахи по пустым воротам.
Хотя проблески случаются. Весёлый треугольник — Смолов, Кокорин и Мамаев. Мамаев перестал проходить в основной состав ЦСКА. Ему давали миллион шансов, а он всё равно продолжал куролесить. А потом он оказался в «Краснодаре», как позднее и Смолов, трио распалось, и ребята пришли в себя. Мамаев стал одним из лучших на своей позиции. Смолов стал регулярно забивать. Видимо, гульки закончились.
Миф 6. Российский футбол будет продолжать купаться в деньгах, несмотря ни на что
А вот это миф. Пройдёт максимум два года, и футбола не будет в том виде, в котором мы его знали последние несколько лет. Не будет обсуждения зарплаты Кокорина (5 млн евро в год). Почти уверен, что примут этот потолок зарплат игроков (обсуждалось не более 2 млн руб. в месяц — прим. ред.). Легионеров будет меньше, потому что большинство диких окладов у них. Будут банкротства. И если раньше банкротились команды второй лиги, иногда первой, редко высшей (вроде «Сатурна» или ФК «Москва»), то в ближайшем будущем, думаю, такая участь постигнет большее количество клубов. Причём не только в футболе. Но именно футбол получит по полной, потому что в остальных видах спорта либо есть какой-то порядок, либо нет такой финансовой составляющей, а вместе с ней и желающих откусить свой кусок пирога.
Конечно, всё это не оттого, что проснулось сознание. Просто, когда нефть стоила, сколько стоила, — на многие вещи внимания не обращали. Футбол был игрушкой в руках группы избранных. Растаскивать по карманам было просто. Вот РФС. В долгах, как в шелках. Как в том анекдоте, никто не знает, откуда берётся пыль и куда исчезают деньги.
А сегодня, когда то тут, то там перестаёт капать, уже приходится считать, от чего-то отказываться. Тратить на предметы первой необходимости, а не на капризы. Не буду говорить избитой фразой «пир во время чумы». Но дыры в госбюджете страны надо как-то закрывать. Понятно, что без футбола Россия прожить сможет. Это не вопрос безопасности государства. И если для поддержания штанов потребуется не дать «Газпрому», «ЛУКОЙЛу», РЖД и иже с ними тратить сотни миллионов на игры с мячом, то, конечно, на это пойдут.
Есть ли во всём этом какой-то позитив? Смотря как относиться к кризису. Расскажу историю из жизни. У приятеля брат попал в аварию на мотороллере, упал в отбойник головой. Привезли в клинику, стали делать снимки и обнаружили опухоль мозга на самой ранней стадии. Не попади он в эту аварию, про опухоль не узнал бы. Сам бы в клинику не пошёл, здоровый парень, врачей на дух не переносил. С футболом то же самое. Есть два выхода из ситуации. 1) Сказать, что весь мир — дерьмо, и сложить лапы. 2) Что-то переосмыслить, перестать предавать профессию и, засучив рукава, начать честно работать. Не случись фиаско с Капелло, Слуцкий бы в сборной вряд ли появился. Кризис — это шанс стряхнуть пыль, вытащить себя из болота за волосы. Единственное, что вызывает опасения, как бы это не закончилось нашим вечным «всё, лавочка закрывается, всё украли до нас, ищем другую тему».