Примерное время чтения: 9 минут
400

Андрей Малосолов: Сапогов растоптал Смородскую

Алексей Сапогов. Фото: www.russianlook.com

Несмотря на обескураживающее поражение в Краснодаре от одноименного клуба Сергея Галицкого, Алексей Сапогов в гордом одиночестве подошел после финального свистка к сектору, в котором находился единственный фанат из Нижнего Новгорода, и поблагодарил его за поддержку.

Футболист нашел в себе силы отдать должное поклоннику «Волги», который определенно потратился на вояж в неблизкий от Нижнего регион, да еще и понаблюдал за очередным фиаско родной команды.

Алексей Сапогов не ахти, конечно, какой игрок, достаточно своенравный, а временами и буйный. Однако, чего у него не отнять, так это футбольной неистовости, неравнодушия и уважения к болельщикам и СМИ. То есть, того, чего не хватает, наверное, 90 процентам всех наших футболистов, включая членов сборной России.

Обыкновенный поступок, которому на Западе даже не придали бы значения, вызвал бурное обсуждение в вечерней спортивной блогосфере, а коллега с «НТВ Плюс» Алексей Андронов однозначно назвал героем тура именно тезку Сапогова. Действительно, есть от чего восхититься. Российские футболисты, что в Премьер-лиге, что во втором дивизионе, обращают внимание на своих болельщиков или в моменты прекрасного настроения после побед, или после того, как местный носитель традиций, капитан команды, воспитанник, буквально за руку заставит игроков подойти к сектору или просто поаплодировать трибунам.

Как уже отмечалось, подобным отношениям страдает и сборная России, кто бы ее не возглавлял. Наших футболистов не интересует, чем живут болельщики, что они преодолевают на домашних и, особенно, выездных, матчах, с каким проблемами сталкиваются и сколько тратят на все это удовольствие денег. Фраза Андрея Аршавина про ожидания граждан страны и отношение его к ним, достаточно полно охарактеризовала современное видение проблемы отечественными футболистами.

Странная эпидемия равнодушия к аудитории пестуется в отечественных футбольных светилах с самых младых ногтей. Проистекает она, как мне кажется, от нескольких факторов.

Низкий уровень образования многих спортсменов, особенно футболистов, которые будучи часто выходцами из небогатых слоев населения, подобно плебеям, добившихся первых приличных результатов, начинают презирать свою плебейско-маргинальную среду, стараясь всячески дистанцироваться от оной.

Зачастую окруженные стаями подхалимов и нахлебников, не шибко образованных телок из ночных клубов, которые становятся потом женами футболистов, до той поры, пока у них есть деньги, они относятся к окружающей действительности и болельщикам презрительно или просто равнодушно, примеряя к ним соотношение своих доходов, и среднестатистических. Конечно, есть масса кардинально других примеров, но отрицать, что указанная мною тенденция не существует, глупо.

Даже игроки с высоким IQ, как Сергей Семак, становятся порой заложниками методов, применяемых детскими и юношескими тренерами, которые с самых ранних лет приучают будущих футболистов к мату и договорным играм, а также другим неприглядным фактам.

Угодливость СМИ, часто вынужденных замалчивать неприятные для корреспондентов факты из-за особых отношений с клубами и их руководителями, не позволяет ставить на место тех или иных субъектов футбола. Издатели боятся испортить отношения с игроками и президентами, и по этой причине (к примеру) не могут и не хотят поставить хотя бы во временный «игнор» зарвавшуюся команду, будь то сборная или клуб.

Слабые профессиональные союзы журналистов не позволяют СМИ демонстративно послать на несколько месяцев все микст-зоны большого футбола, чтобы руководители клубов наконец-то подумали об имидже своих подчиненных. С каким удивлением недавно я наблюдал картину в микст-зоне «Лужников», когда молодые игроки ЦСКА, о которых было мало что известно, а оттого, интересно узнать, чем живут будущие Акинфеевы и Щенниковы, просто тихо послали толпу журналистов и гордо прошли к автобусам. С таким видом, будто всего в этой жизни молодые люди уже достигли.

Потребительское отношение самих болельщиков к футболистам тоже раздражает футболистов. Примеров тому масса. В частности, поведение подвыпивших болельщиков, требовавших от спартаковца Дзюбы, как раз общавшегося после непростой игры с болельщиками и раздававшего автографы, отчета в бесцеремонной форме о том, «почему он так плохо играет».

Непонимание руководителями клубов роли болельщика в принципе. 90 процентов российских клубов живет за чужой счет, «сжирает», по большому счету, средства налогоплательщиков и государства. Мешок с деньгами валится в руки руководителей клубов, хоть и после утомительной работы по его выбиванию из корпораций, которых «попросили» в соответствующей форме, из федеральных и региональных бюджетов. Ни футболисту, ни руководителю, как правило, не надо думать, как дополнительно привлечь болельщиков, что для них надо сделать. Некоторые клубы, даже большой десятки страны, не удосуживаются вообще общаться с болельщиками хотя бы через СМИ! Не говоря уже о таких вопросах, как почистить трибуны, да и вообще заказать стадион на время матчей в еврокубках в родном городе!

Есть руководители, которые осознают, что в отношениях с болельщиками перегнули палку как, например, гендиректор самарских «Крыльев Советов» Денис Маслов. Но есть в нашей стране уникальные руководители, которые сделали ставку на войну с собственными болельщикам. И когда они проиграют, футбольное хозяйство будет ими окончательно профукано.

Примером такого отношения с болельщиками стало московское «Торпедо», которое близко к вылету во второй дивизион. Руководитель команды, еще советский управленец, Александр Тукманов, устаревшими методами управляет заслуженной командой, как своей бакалейной лавочкой, беспрестанно воюя с болельщиками и тренерами клуба. Причем очевидно, что старый партиец и не понимает степени своей неправоты просто в силу непонимания роли фанатов и подхода к организации современного хозяйства.

Александр Тукманов. Фото www.russianlook.com

И если с Тукмановым все примерно ясно, то чем руководствуется в клубной политике и отношениях с болельщиками достаточно современная и волевая «бизнесвумен» Ольга Смородская из «Локомотива», мне непонятно.

Война без передыха с собственными фанатами, которые до ее прихода слыли одними из самых мирных и организованных в Премьер-лиге, привела к шагу, который стоит признать агонией клуба и полным крушением политики работы с болельщиками. Я о знаменитом приказе о запрете на продажу билетов на Южную трибуну стадиона «Локомотив» на решающие матчи чемпионата, в том числе на дерби с ЦСКА. Владельцы абонементов пройти на матчи смогут, другие болельщики «Локо» — нет. Кому-то в клубе пришло в голову, что акции против менеджмента красно-зеленых устраивают не враги клуба, во-первых, и владельцы абонементов, во-вторых. Ибо только преданные по-настоящему поклонники трудно мирятся с тем, что важнейшая часть их жизни прозябает в болоте турнирной таблицы, имея при этом астрономический бюджет естественных монополий.

Я бы пошел дальше и назвал происходящее в «Локомотиве» не просто агонией, а «самоампутацией». Отрезая жестоким секатором от собственного тела зрительскую аудиторию, нынешние руководители клуба будто бы лишают оплодотворения ту благодатную почву (речь, правда, не о погибшем газоне стадиона), из которой будут произрастать семена будущих поколений болельщиков клуба. А ведь нынешние болельщики «Локомотива» вырастили после долгих и кропотливых трудов бывших руководителей, лелеявших целое поколения зрителей, поливая ростки и заботясь о комфорте, уделяя огромное внимание спортивной составляющей. А также привлекая зрителей большим уважением, когда ни один игрок не имел права наплевать на своих суппортеров, прибывших на выезд команды, когда можно было получить в раздевалке бутсой в нос за отказ от благодарности поддерживавшей трибуне.

Когда было воспитано и целое поколение игроков, понимающих ценность болельщика, отвоеванного с таким трудом у очень прихотливой и избалованной другими развлечениями Москвы.

Как знать, может, вчерашний совершенно нормальный с нашей точки зрения и умилительный с точки зрения СМИ поступок Алексея Сапогова, побудит руководителей клубов по-другому смотреть на своих болельщиков. Но то, что скромный нападающий «Волги» показал, что отношения с болельщиками вполне могут строиться на взаимном уважении, доказывает, что путь Смородской в этом направлении выбран неверно. Алексей Сапогов своим имиджевым сапогом буквально растоптал руководителя «Локо», дав к следующим выходным козыри противникам Ольги Юрьевны. 

 
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы

Российского футбольного союза, журналист, блоггер,

ведущий передачи «ФанZона».

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы