Российским учёным удалось реконструировать мозг динозавра

Москва, 5 июня - АиФ-Москва.

Российские учёные реконструировали мозг динозавра. Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Communications.

Авторами исследования выступили палеонтологи Санкт-Петербургского университета, Зоологического института РАН и Национального музея естественной истории Смитсоновского института США.

Они изучили фрагменты ископаемых черепов анкилозавра Bissektipelta archibaldi, которые были найдены в ходе серии международных экспедиций в конце 1990-х и начале 2000-х годов в местности Джаракудук в пустыне Центральный Кызылкум в Узбекистане.

Известно, что биссектипельты – травоядные динозавры, которые обитали на Земле с середины юрского периода до конца эры динозавров. Во время исследования палеонтологи смогли по трём фрагментам черепа создать первую в России трёхмерную компьютерную реконструкцию эндокаста динозавра – цифровой слепок его мозга.

Установлено, что анкилозавр был чем-то похож на современного броненосца. Он был покрыт толстой бронёй, а иногда на хвосте имел костяную булаву. По словам учёных, у динозавра было чрезвычайно развито обоняние и он мог слышать низкочастотные звуки. Мозг анкилозавра был в полтора раза меньше, чем у современных животных того же размера, и обладал функцией охлаждения.

Как отметил автор статьи Иван Кузьмин, учёные решили переописать Bissektipelta archibaldi, и им удалось выяснить его место на филогенетическом дереве анкилозавров. Работа длилась три года. За это время исследовали смогли установить, что примерно 60% объёма полушарий мозга Bissektipelta archibaldi было занято обонятельными луковицами. Учёные полагают, что это помогало динозавру искать еду, представителей противоположного пола и чувствовать приближение хищников.

Кроме того, установлена способность анкилозавра охлаждать мозг. Вены и артерии в его головном мозге шли в одном направлении, постоянно переплетаясь между собой. Кровь при этом могла течь в разных направлениях и перераспределяться, поддерживая оптимальную температуру мозга динозавра.

Его эндокринная сосудистая сеть оказалась более похожей на сосуды современных ящериц, отмечают учёные.

Палеонтологи также смогли восстановить строение внутреннего уха древнего животного. Оказалось, что анкилозавр мог слышать звуки на низких частотах – от 300 до 3000 герц.

По словам Кузьмина, масса мозга анкилозавров вдвое меньше, по сравнению с современными животными. Так, у трёхметрового биссектипельта он весил всего 26,5 граммов. Несмотря на это, анкилозавры существовали на планете в течение 100 млн лет.

По мнению авторов исследования, в ходе эволюции анкилозавры увеличивались в размерах, но чтобы понять, насколько велик был сам мозг и как располагались его части, где размещались сосуды и нервы, ещё необходимы дальнейшие изучения.