Примерное время чтения: 6 минут

Коренной житель Подмосковья. Что за существо нашли учёные в Коломне?

Динозавр-завропод.
Динозавр-завропод. / рисунок Н. Г. Зверькова. / Палеонтологический институт РАН

Если вы отправитесь погожим деньком в подмосковный овраг, вооружившись лопатой, ведром и ситом, отыщете выходы меловых песков и хорошенько покопаетесь в них, у вас есть шанс стать автором научного открытия. На худой конец вы просто обзаведётесь зубом древней акулы или плезиозавра: можно будет показывать детям и объяснять, какие необычные существа жили раньше в этих краях.

Сенсация ждала 23 года

В далёком уже 1997 году студент геологического факультета МГУ Александр Выдрик нашёл в отложениях карьера Пески, что в Коломенском районе, два позвонка. Решил, что это останки древней морской рептилии, — плиозавра — и передал их в музей Московской городской станции юных натуралистов. Там в витрине они и лежали всё это время.

В 2017 году эти окаменелости даже внесли в сводку по ископаемым рептилиям Москвы и Подмосковья. Но потом учёные решили присмотреться к ним внимательнее. Очистили позвонки от налипшей земли, провели 3D-моделирование, определили рельеф и выяснили: никакой это не плиозавр, а самый что ни на есть наземный динозавр! Растительноядный ящер из группы завроподов. А если совсем уж по-научному, представитель надсемейства Diplodocoidea, к которому относятся, например, диплодоки поздней эпохи юрского периода, найденные в Америке. Их в своё время прославил кинорежиссёр Стивен Спилберг, сделав одними из самых известных динозавров в мире наряду с тираннозаврами. Правда, завропод из-под Коломны по строению позвонков ближе к другому семейству ящеров: дикреозавридам.

Позвонки завропода из местонахождения Пески (Московская область).
Позвонки завропода из местонахождения Пески (Московская область). Фото: Палеонтологический институт РАН

«Для всей европейской части России это первый юрский динозавр-завропод, — говорит Николай Зверьков, младший научный сотрудник Палеонтологического института РАН, где и было проведено исследование. — Ни одного завропода в юрских отложениях здесь до этого не находили».

Это открытие, по мнению учёных, проливает свет на эволюцию завроподов. Она подтверждает гипотезу, что дикреозавриды появились в Азии в середине юрского периода и проникли в Европу до того, как эти части света оказались разделены морем. А уже потом наиболее продвинутые ящеры перебрались в Африку и Америку.

Таким образом, динозавр, 165 млн лет назад топтавший землю неподалёку от современной Москвы, оказался древнее своих американских родственников.

В Подмосковье когда-то было как в Крыму

Не только завроподов, но и других динозавров в европейской части России находят чрезвычайно редко. Дело в том, что во времена их господства — в юрском и меловом периодах — эта обширная территория была покрыта водой. На землях, где сейчас находятся Москва и Подмосковье, плескалось Среднерусское море.

«А динозавры в научном понимании — это ящеры, которые ходили по суше, а не плавали», — уточняет старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Владимир Алифанов. По его словам, на территории региона часто находят кости древних носорогов, лошадей, мамонтов — тех, кто жил здесь гораздо позже, несколько сотен тысяч лет назад. Нет недостатка в акулах и водных рептилиях (плезиозаврах и ихтиозаврах), а также более мелких морских обитателях: аммонитах и белемнитах, чьи раковины находят в огромных количествах.

В середине юрского периода море стало мельчать и отступать. Территория нынешней Москвы и Подмосковья совместилась с южными землями одного из микроконтинентов того времени: Фенноскандии. Местность тогда во многом была похожа на современный Крым: горы, карстовые пустоты, пещеры, известняковые берега, тёплый и мягкий климат.

Палеогеография Европы на рубеже средней и верхней юры (около 163 миллионов лет назад). Звездочкой показано местонахождение Пески. Истончник: Палеонтологический институт РАН

От зуба к скелету

О том, что здесь побывали динозавры, палеонтологи узнали лишь в 1990-е годы. В Коломенском районе, близ станции Пески, в местном карьере раскопали зуб, который, как выяснилось, принадлежал тероподу, хищнику юрского периода. После этого началось паломничество палеонтологов под Коломну.

«В последующие сборы нашли ещё с полдесятка зубов и когтевых фаланг, — вспоминает Владимир Алифанов. — Зубы оказались маленькими, не больше 1 см. Анализ показал, что они принадлежали нескольким видам так называемых целурозавров. Традиционно они относятся к обширной ветви небольших, лёгких и подвижных хищников».

Эти немногочисленные зубы и фаланги были единственным свидетельством того, что в европейской части России обитали динозавры юрского периода, пока палеонтологи не решили более тщательно изучить два окаменевших позвонка из музея Московской городской станции юных натуралистов.

А ведь в подмосковном карьере Пески, где они были обнаружены 23 года назад, есть много чего ещё. Например, там находили почти целый скелет черепахи. И оказалось, что этот вид ранее не был известен науке. Не исключено, что где-то в толще пород ждёт своего открытия и целый скелет динозавра.