aif.ru counter
4264

Куда поплывёт энергоблок? Будущее атомной энергетики становится реальностью

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Россия выбрала будущее 21/09/2016
Первая в мире плавучая атомная станция проходит швартовные испытания. И её реакторы уже ждут топливо.
Первая в мире плавучая атомная станция проходит швартовные испытания. И её реакторы уже ждут топливо. © / Фото: Марина Набатникова / АиФ

И пока 600 работников Балтийского завода строят уникальное сооружение, в порту Певек тоже начинаются работы.

Курс - на Певек

Два транспортных судна - «Анисимов» и «Константа» - вышли из разных портов. Первое - из Архангельска, второе - из порта Сабетта на Ямале. Но держат путь в одном направлении - к порту Певек на Чукотке. Они везут туда сваебойные и бурильные машины, другую строительную технику, оборудование и материалы. Одновременно в Архангельске грузится ещё одно судно - «Цыганков». И «Анисимов», разгрузившись в Певеке, вернётся туда ещё на одну погрузку.

Спешат строители, спешит заказчик: филиал «Росэнергоатома» - дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций. «Решается серьёзная, я бы даже сказал, выдающаяся задача, - объясняет её директор Сергей Завьялов. - В кратчайшие сроки, буквально за 2-3 месяца, которые ещё продлится навигация, нужно завезти материалы, технику и оборудование для строительства в межнавигационный период 2017 г. грандиозного гидротехнического сооружения протяжённостью около 600 м - молопричала».

Именно там, у причала, защищённого молами, и будет базироваться первая в мире плавучая атомная тепловая и электрическая станция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». Она заместит выбывающие в 2019‑2021 гг. мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. 70 Мвт её электричества, вырабатываемого двумя реакторами, и 50 Гвт/ч тепла достаточно, чтобы освещать и обогревать город с населением до 100 тыс. человек и поставлять энергию на местные рудники золота, меди, олова.

Реакторы ждут топливо.
Реакторы ждут топливо. Фото: АиФ/ Марина Набатникова

4 октября на площадке строительства в Певеке состоится церемония забивки лидерной сваи. При сооружении больших объектов в вечной мерзлоте это так же важно, как в судостроении разбить бутылку шампанского при спуске судна со стапелей на воду.

Что изменилось за год?

Само судно уже больше года на воде. И мы рассказывали о его уникальности (см. «АиФ» № 36, 2015 г., «Реакторы на волнах»). Реакторная установка генерирует пар, а паротурбогенераторная трансформирует его в электроэнергию. Реакторы изготавливает «ОКБМ Африкантов» в Нижнем Новгороде, парогенераторы - на Калужском турбинном заводе.

То, что строительство идёт в достаточно комфортных условиях, конечно, облегчает задачу наших атомщиков. Мобилизовывать всю страну на ударную стройку, как это было в СССР при строительстве Билибинской АЭС, не нужно. В суровых условиях Севера предстоит построить только инфраструктуру. Собственно, поэтому и родилась идея мобильного энергоблока, покоящегося на воде у берега.

Затраты немалые, но значительно меньше, чем если строить новую наземную станцию: 20,87 млрд руб., в том числе 7,2 млрд руб. на создание инфраструктуры базирования ПАТЭС, приёма и распределения энергии на берегу.

Работа на уникальном объекте кипит. Он отделён от остальной территории завода периметром спецзащиты, имеет собственную проходную. За год много чего изменилось. В реакторном отсеке - там, где было просто углубление под будущий реактор, - уже установлено оборудование.

Энергомонтажные работы, по словам Александра Ковалёва, главного строителя заказа, завершены практически полностью, и теперь идёт монтаж других систем. Готовы и отсеки для хранения свежего и отработанного топлива: срок службы плав­энергоблока - около 40 лет, и за это время нужно выполнить 3 перезагрузки топлива в реактор.

В отсеке управления станцией установлено оборудование пульта управления, правда, приборы пока ещё покрыты защитной плёнкой. Каждый день сюда приходят члены экипажа, которые уже приняты на работу, - отрабатывают навыки. Но полностью экипаж не укомплектован, потому что пока это не нужно - процесс приёма на работу сотрудников синхронизирован с процессом строительства. К примеру, главный инженер уже есть, а директора станции нет.

Готовы спорт­зал, сауна и бассейн, в который пока что льётся вода из Невы. Завершается обшивка жилого отсека, и в каютах (они одноместные, у каждого члена экипажа будет своя) идёт сборка мебели.

Фото: АиФ/ Марина Набатникова
Каюта в августе 2015 г. и в сентябре 2016 г.
Каюта в августе 2015 г. и в сентябре 2016 г. Фото: АиФ/ Марина Набатникова

Даже внешне ПАТЭС изменилась: на довольно унылом сурике, которым она покрашена, появились оптимистичные жёлтые полосы. Сейчас проводятся швартовные испытания - тестируют все системы и механизмы. Их завершение в октябре будет означать, что судно готово принять на борт ядерное топливо. В следующем году его загрузят в реакторы, и последует их физический пуск. Потом «Академик Ломоносов» покинет Балтзавод - его отбуксируют в Певек.

Долго ли до серии?

Всего пара шагов осталась до того момента, как уникальный проект станет абсолютной реальностью, а он всё ещё представляется фантастикой: приплыл, подключился к сетям, покачиваясь на волнах, 40 лет давал берегу энергию, после чего отправился на капитальный ремонт для возможного продления эксплуатации. Но Сергей Завьялов напоминает: «Мы имеем дело с первым проектом, который создавался в конце прошлого века». Сегодня он уже кажется заказчику достаточно громозд­ким. «Мы просчитали, что можно использовать реакторные установки «Ритм-200», которые сейчас изготавливаются для новой серии ледоколов, и вырабатывать 100 МВт электроэнергии (не 70, как здесь). При этом сократить водоизмещение плавэнергоблока в 2 раза. Это значит, что существенно снизится материалоёмкость проекта, сократятся сроки строительства, а стоимость уменьшится на 40-50%», - говорит заказчик.

«Академик Ломоносов» - это референтный образец, на котором отрабатываются технологии строительства нового типа энергоблоков, включая береговую инфраструктуру. Его запуском госкорпорация «Росатом» откроет ещё одно перспективное направление в развитии атомной энергетики. Во многих уголках мира (не только на нашем Севере и нашем Дальнем Востоке) мощные электростанции не нужны - энергия необходима в скромных масштабах. А бесконечно возить туда органическое топливо дорого и хлопотно.

По словам С. Завьялова, уже подписано порядка 10 меморандумов о намерениях со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Интерес к уникальному российскому проекту проявляют представители Индонезии, Малайзии, Таиланда, ОАЭ, Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара. Многим этим странам важен не только основной - энергетический - потенциал ПАТЭС, но и сопутствующий: возможность использовать энергоблок ещё и для опреснения морской воды. Российские атомщики не без оснований рассчитывают на дальнейшее серийное производство плавучих энергоблоков.

Смотрите также:

Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы