Примерное время чтения: 5 минут
1861

Первый среди равных. Российская атомная отрасль стремится быть лидером

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Кем и чем гордиться? 28/09/2016
В июне новый ледокол «Арктика» торжественно спустили со стапелей на воду Невы.
В июне новый ледокол «Арктика» торжественно спустили со стапелей на воду Невы. / Фото: Святослав Акимов / РИА Новости

Для российских атомщиков инновационные референтные проекты — главное преимущество на международных рынках. «За каждым из этих достижений всегда человеческий подвиг, полная самоотдача людей», — напоминает Сергей Кириенко, генеральный директор госкорпорации «Росатом».

Два капитана

Рядом с первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией (ПАТЭС), о которой мы писали в прошлом номере («АиФ» № 38 «Куда поплывёт энергоблок?»), на Балтийском заводе судостроения в Санкт-Петербурге стоит атомный ледокол «Арктика» — в июне его спустили со стапелей на воду. 

Он станет преемником легендарного одноимённого ледокола. Новое судно шире — чтобы оно могло проводить по Северному морскому пути современные танкеры. Да и водоизмещение у него значительно больше: 33,5 тыс. т вместо 23,5. На нём будет совершенно новая силовая установка с двумя реакторами «Ритм-200» — разработка нижегородского Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ) имени И. И. Африкантова. Двухконтурная схема уменьшает материалоёмкость и габариты, а также снижает риск утечек. Мощность в 175 мВт позволяет преодолевать льды 3-метровой толщины.

За этим головным образцом ледоколов нового поколения последуют серийные — «Сибирь», строительство которого уже идёт, и «Урал». А накануне Дня работника атомной промышленности на торжестве в Театре Российской армии Александр Баринов, капитан легендарной первой «Арктики», передал Александру Спирину, капитану нового судна, судовой журнал 1977 г., когда ледокол впервые в мире достиг Северного полюса, а также Государственный флаг России, под которым он завершил свой последний поход.

«Уверен, что новый ледокол, как и его предшественник, будет первым среди равных», - принимая реликвии, сказал А. Спирин. 

Блок нового поколения

В августе включён в сеть 6-й энергоблок Нововоронежской АЭС. Водо-водяной энергетический реактор мощностью 1200 мВт (ВВЭР-1200) - первый в мире атомный блок поколения 3+, то есть с улучшенными характеристиками и пост­фукусимскими системами безопасности. Это тоже референтная разработка российских атомщиков. Такие же реакторы они предлагают при строительстве новых станций во многих зарубежных странах-партнёрах.

«Почему референтный проект так важен? - разъясняет Сергей Завьялов, директор филиала «Росэнергоатома» - дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектро­станций. - Потому что потенциальные заказчики говорят: «Как только вы его сделаете и мы увидим результаты, обязательно разместим у вас заказы». 

Эти слова сказаны по поводу конкретного проекта - П­АТЭС «Академик Ломоносов», который в 2019 г. начнёт давать электричество жителям и предприятиям Чукотки. Но они справедливы в отношении всех новшеств. Соответственно и запущенный в Нововоронеже реактор укрепляет доверие к российским атомным технологиям в мире и даёт основания рассчитывать на долгосрочные заказы. 

Отработало - и снова в оборот

В августе же в реактор 3-го энергоблока Балаковской АЭС загружено первое РЕМИКС-топливо. Это ещё один важный шаг в создании замкнутого топливного цикла, к чему и стремятся наши атомщики. Из отработанного топлива они выделяют оставшиеся в нём радиоактивные компоненты и затем смесь регенерированных урана и плутония подпитывают обогащённым природным ураном. Такой ремикс - возвращение в оборот уже отработавшего урана - сократит затраты на обращение с отработанным ядерным топливом как минимум в 2 раза и повысит коэффициент использования достаточно дефицитного природного ресурса.

Недалеко до того времени, когда станет реальностью топливо 4-го поколения для традиционных тепловых реакторов: технический проект уже готов. Его ураноёмкость пока кажется сказкой, но коэффициент использования установленной энергомощно­сти на реакторах ВВЭР-1000 увеличится значительно, как и энерговыработка. 

Компания «ТВЭЛ», российский производитель ядерного топлива, изменила в этом проекте форму топливных таблеток: они не имеют центрального отверстия. Соответственно масса топлива увеличилась - на 8%. Это значит, что подпитывать реакторы нужно будет реже да и расход природного урана уменьшится. Китайцы уже заинтересовались новой российской разработкой и ведут переговоры о поставках на Тяньваньскую АЭС.

«Мы постоянно работаем над улучшением характеристик и потребительских свойств продукции, чтобы блоки наших заказчиков показывали высокую экономическую эффективность», - говорит Юрий Оленин, президент «ТВЭЛ»

Компания лидирует на мировом рынке, поставляя топливо в 15 государств мира. Надеются наши атомщики и на поставки в США: сейчас тестируется образец, разработанный для американских АЭС, и уже подписан контракт на пробную поставку первых сборок ТВС-квадрат (так называется это топливо).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах