Примерное время чтения: 5 минут
3591

Лазер доведет до «зоны». Что грозит за попытку ослепить пилотов самолета?

Рано утром 6 декабря 2019 года в аэропорту Иркутска хулиганы атаковали экипаж заходившего на посадку Airbus A320, совершавшего рейс по маршруту Новосибирск — Иркутск.

Злоумышленники попытались ослепить летчиков при помощи лазера. К счастью, экипажу удалось благополучно осуществить посадку. После доклада командира воздушного судна о ЧП правоохранительные органы начали розыск хулиганов.

К сожалению, подобные попытки ослепления пилотов давно уже не являются редкостью в России. Впрочем, наша страна не первая, кто столкнулся с новым видом хулиганства.

Обратная сторона прогресса

Еще в 1990-х с появлением доступных мобильных устройств, способных излучать лазерные лучи, сначала в США, а затем и в странах Европы стали регистрироваться попытки воздействия на экипажи самолетов. Причем чем доступнее становились бытовые лазеры, тем больше хулиганов пытались применить их не по назначению.

По данным Федеральной авиационной администрации США, с начала 1990-х до 2005 года в Соединенных Штатах было зарегистрировано около 400 случаев ослепления пилотов лазерами. А в 2010 году таких случаев было зафиксировано уже 2836. Как отмечают американские эксперты, рано или поздно шалости подобного рода способны привести к крупной катастрофе.

В 2015 году Британская ассоциация пилотов (BALPA) заявила, что не менее половины британских летчиков хотя бы раз подвергались «лазерным атакам». При этом в ноябре 2015 года второй пилот одного из лайнеров авиакомпании British Airways при посадке в аэропорту Хитроу получил серьезное повреждение сетчатки глаза из-за воздействия лазера.

Еще в 2010 году в Великобритании был принят закон, предусматривающий наказание до пяти лет лишения свободы за умышленное ослепление лазером водителя или пилота. В США с 2012 года, согласно федеральному закону об аэронавтике, хулиганам за подобное деяние грозит штраф до 100 тысяч долларов или лишение свободы до пяти лет. 

«На какое-то время вы теряете возможность видеть. Это действительно опасно»

Разумеется, не всякий лазер представляет опасность. 

«Лазерные указки бывают очень разные. Есть простые бытовые, а бывают с мощностью до шести километров и больше. Мощные указки — это целые аппараты, почти гиперболоид инженера Гарина. Ослепление пилотов в основном происходит на посадке, когда самолет находится на глиссаде и вблизи земли и населенных пунктов. Попыток ослепить пилотов таким образом было достаточно много. В момент попадания лазера на зрачок происходит то же самое, если вам непосредственно перед глазами фонариком включить очень яркий свет. На какое-то время вы теряете возможность видеть, и нужно порядка 10-30 секунд, чтобы восстановиться. Это действительно опасно», — такое мнение в 2018 году высказал бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.

В 2012 году в Соединенных Штатах стали давать реальные сроки лицам, ослепляющим пилотов. «Первопроходцем» стал Гленн Стивен Хансен из городка Сен-Клу в штате Флорида, осужденный на шесть месяцев заключения.

В марте 2013 года 19-летний житель Калифорнии Адам Ганденхайр получил 30 месяцев тюремного заключения за ослепление пилотов частного самолета «Сессна» и вертолета полиции Пасадены. Последнего спасли специальные защитные очки, а вот пилотировавший «Сессну» авиатор, согласно материалам расследования, пережил «нарушение зрения, продлившееся нескольких часов».

Суровые меры Рамзана Кадырова

В июле 2011 года глава Чеченской республики Рамзан Кадыров объявил об изъятии из продажи на территории региона лазерных указок. Поводом для такого решения стало задержание в Грозном несовершеннолетнего хулигана, пытавшегося ослепить пилотов заходящего на посадку самолета. После сообщения пилотов по тревоге был поднят весь личный состав отдела внутренних дел по Грозненскому району, и злоумышленника обнаружили в течение часа. Им оказался житель станицы Петропавловская Грозненского района республики 1994 года рождения.

Министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов провел «профилактическую беседу с хулиганом и его родственниками», на которой виновник поклялся, что никогда больше не возьмет лазер в руки.

Кадыров, комментируя данный инцидент, выразил возмущение: «Я официально предупреждаю, что спрос будет самым строгим. Никакие отговорки о том, что родители не знали, чем занимался сын, не будут приняты во внимание. Какая разница, каким образом ставится под угрозу безопасности жизней пассажиров — выстрелом из оружия или наведением лазера. Я лично беру этот вопрос на контроль. И чтобы я не слышал, что у кого-то есть подобная игрушка. Если она опасна, то это не игрушка».

Баловство может обернуться двумя годами за решеткой

В 2011 году Госдума приняла в первом чтении законопроект об уголовной ответственности для людей, ослепляющих пилотов самолетов лазерными указками. Окончательно документ был утвержден шестью годами позже, весной 2017 года.

В Уголовном кодекс РФ появилась статья 267.1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств». Согласно ей, совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, наказывается штрафом в размере от 150 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Таким образом, хулиганы, которые решаются на выходки в отношении пилотов самолетов, должны помнить: их деяния могут закончиться реальным лишением свободы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах