Прокурор Марселя: это было сознательное намерение пилота
Расследование авиакатастрофы самолёта А-320 немецкой авиакомпании Germanwings начинает подтверждать наихудшую из всех возможных версий крушения, приведшего к гибели 150 человек, — лайнер сознательно погубил один из пилотов.
Напомним, ранее газета The New York Times со ссылкой на осведомлённый источник сообщила о том, что расшифровка «чёрного ящика», фиксировавшего разговоры пилотов, помогла установить, что один из лётчиков покинул кабину после набора высоты и не смог туда вернуться до самого момента катастрофы. При этом пилот, оставшийся за штурвалом, не предпринимал попыток открыть дверь, чтобы впустить напарника.
О причинах такого поведения ничего не сообщалось. Эксперты не исключали, что с лётчиком, оставшимся в кабине, могло что-то произойти, например сердечный приступ или временная потеря сознания.
Однако прокурор Марселя Брис Робен на специальной пресс-конференции, состоявшейся 26 марта, заявил, что действия пилота, оставшегося в кабине, можно расценить как сознательное намерение уничтожить воздушное судно. Такие выводы следователи сделали по результатам изучения записей речевых самописцев.
В роковом рейсе А-320 пилотировали командир судна, имевший свыше 6000 часов налёта, в то время как второй пилот имел только около 630 часов налёта.
Сломать дверь в кабину не удалось из-за трагедии 11 сентября
Имя командира воздушного судна пока официально не называется. По данным Bild, командира корабля зовут Патрик С., он родом из Дюссельдорфа.
Зато имя второго пилота на пресс-конференции было названо во всеуслышание — им был 28-летний Андреас Лубитц, уроженец города Монтебаур в земле Рейнланд-Пфальц.
По мнению следствия, в гибели самолёта А-320 Лубитц сыграл роковую роль.
Как рассказал прокурор, из 30 минут записи переговоров пилотов 20 содержат в себе дружеское общение напарников. Затем, когда самолёт достиг расчётной высоты, на которой должен был происходить дальнейший полёт до Дюссельдорфа, командир передал управление Лубитцу, а сам вышел в уборную.
После этого второй пилот заблокировал дверь в кабину и самовольно начал снижение лайнера. Вернувшийся командир начал стучать в дверь, звал напарника голосом, а затем предпринял попытки выломать дверь. Однако командиру это не удалось — двери в пилотские кабины были значительно укреплены после террористической атаки на США 11 сентября 2001 года.
На записи, помимо попыток выломать дверь, слышны вызовы диспетчера, а также предупреждения систем самолёта о возможности столкновения с землёй.
При этом сам Лубитц за те минуты, что снижался лайнер, не произнёс вообще никаких слов. При этом, как заявил прокурор Робен, на записи «чёрного ящика» нормальное дыхание второго пилота слышно до самого момента катастрофы.
«Мы потрясены»
Как заявил прокурор Марселя, следственными органами в настоящий момент запрошена вся информация о личности Андреаса Лубитца. Министр внутренних дел Германии Томас де Мэзьер, в свою очередь, заявил, что никакой информации о возможной связи второго пилота с террористами у немецких властей нет.
По словам Бриса Робена, пассажиры не осознавали опасности — крики на записи зафиксированы лишь за несколько мгновений до столкновения.
Прокурор Марселя подчеркнул, что никаких доказательств, позволяющих считать происшедшее терактом, на данный момент нет. Также Робен отказался назвать действия Андреаса Лубитца самоубийством.
Люди, знавшие Лубитца, заявляют, что пилот не находился в депрессии и не заводил разговоров о самоубийстве.
Авиакомпания Germanwings в своем «Твиттере» прокомментировала заявления прокурора Марселя: «Мы потрясены огорчающими заявлениями французских властей».
Премьер-министр Испании Мариано Рахой также заявил, что он в шоке от последних выводов следствия.
Немецкий пилот действовал по примеру египетского коллеги?
В свете последних заявлений следствия история гибели А-320 становится все более похожа на историю крушения «Боинга-767» компании EgyptAir, происшедшей 31 октября 1999 года в Атлантическом океане.
За штурвалом «Боинга» находились 57-летний командир судна Ахмед Эль-Хабаши и 59-летний второй пилот Гамил Эль-Батути.
Когда командир вышел в уборную, Гамил Эль-Батути семь раз произнёс фразу, являющуюся традиционной исламской молитвой, — «Отдаю себя на милость Аллаха», после чего направил лайнер в пике. Ворвавшийся назад в кабину Ахмед Эль-Хабаши воскликнул: «Что происходит?», но в ответ услышал только «Отдаю себя на милость Аллаха». Командир ещё раз попытался привести пилота в чувство, спросив: «Что это такое? Ты что, отключил двигатели?»
Не услышав ответа, Ахмед Эль-Хабаши попытался спасти гибнущий самолёт, выведя его из пике. На записях речевого самописца зафиксирована его фраза, обращённая ко второму пилоту: «Тяни за мной». Однако в то время, как командир тянул штурвал вверх, Эль-Батути продолжал направлять машину в пике. В итоге лайнер рухнул в Атлантический океан в 97 километрах от американского острова Нантакет, все 217 человек, находившихся на борту, погибли.
В ходе расследования выяснилось, что в этом рейсе на борту «Боинга» находились два экипажа — основной и резервный. Гамил Эль-Батути входил в резервный, но почти сразу после взлёта фактически принудил своего молодого напарника, 36-летнего Абделя Анвара, уступить ему место за штурвалом, хотя по плану ему предстояло вести самолёт лишь через несколько часов.
Американские следователи так и не смогли достоверно установить, что именно могло подтолкнуть пилота к роковому шагу. Вскоре ему предстояло выйти на пенсию, и он очень переживал, что так и не стал командиром лайнера, однако вряд ли это могло стать причиной рокового поступка. Гамил Эль-Батути, бывший инструктор ВВС Египта, пользовался уважением коллег. За время своей работы он скопил приличный капитал, имел три загородных дома и роскошный автомобиль, так что версия о финансовых проблемах не подтвердилась.
Также было установлено, что у Эль-Батути тяжёлым заболеванием иммунной системы страдала 9-летняя дочь. Это могло бы привести отца в отчаяние, но, как выяснилось, Гамил действовал в этом случае вполне трезво и обдуманно, отвезя ребёнка на лечение в США. Все необходимые девочке медицинские процедуры отец оплатил, так что и здесь не обнаружилось ключа, который мог был пролить свет на трагедию.
Египетская сторона и вовсе отказалась признать выводы американских следователей, считая, что правоверный мусульманин, глава семьи и отец пятерых детей, не состоявший ни в каких радикальных организациях, не мог совершить самоубийство, забрав с собой на тот свет ещё 216 человек.
В итоге полностью понять причины трагедии, происшедшей в 1999 году, так до конца и не удалось.
Остаётся надеяться, что обстоятельства гибели А-320 во французских Альпах будут полностью установлены.