- Кому-то кажется, что в нашем УК уже имеются все необходимые статьи - «вандализм», «хулиганство», «возбуждение религиозной ненависти» и др. Но закона, который бы напрямую защищал религиозные святыни и чувства верующих, нет. Хотя такие нормы существовали в Российской империи, сегодня они есть во многих странах - как восточных (Иран, Пакистан, Бахрейн), так и западных. Например, в Финляндии сторонник Pussy Riot пытался войти в храм с канистрой мочи - теперь ему грозит 2 года тюрьмы. В Израиле человек, принёсший на Храмовую гору свиную голову, уже получил 2 года заключения. Подобный закон нужен и России, но я бы дополнил его статьёй, карающей за глумление не только над религиозными, но и над национально-культурными святынями. Был, скажем, безобразный случай: какой-то подгулявший гражданин катался на джипе прямо у Вечного огня. Это что - просто нарушение Правил дорожного движения? Нет, это оскорбление святыни, и именно за это надо наказывать.
Мы же видим, какая вакханалия развернулась в стране после тех скандальных плясок в храме. Начали пилить кресты, обливать чернилами иконы, расписывать кощунственными надписями стены храмов... Это же не просто порча дерева, предметов живописи или архитектуры - это именно надругательство над святынями и чувствами людей. Но, как писал Пётр Аркадьевич Столыпин, народ, который не может сберечь свои святыни, превращается в навоз для другого народа.
Конечно, формулировки закона должны быть уточнены и конкретизированы, чтобы его применение обошлось без перегибов. В ходе обсуждения возникло, например, предложение запретить вывешивать любые религиозные изображения с рекламной целью. Но это уже не просто благоглупость, это диверсия! Это фактически наложит запрет на проповеди вне стен храмов - на выставках, спортивных соревнованиях и т. п. Люди хотят где-то вывесить хоругвь или икону - а им говорят, что это реклама. Абсурд!
Уже полгода Церкви и верующим советуют быть добрее, терпимее - всех простить, «подставить вторую щёку» и т. п. Конечно, любой христианин молится и о прощении, и о вразумлении врагов: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче!» Но Церковь, в отличие от сектантов, не отрицает функции государства. Молитва молитвой, а государственные служащие - полицейские, судьи - должны выполнять свою работу. Даже сторож при храме аккуратно, но крепко берёт за руку пьяного и изгоняет из храма, а если тот будет сопротивляться, доставит в полицейский участок. Верующие и Церковь должны защищать себя от нападок. Как говорил наш выдающийся философ Ильин, христианин должен противостоять аду - как духовному, так и социальному.
Альтернативное мнение
Марат Гельман, политтехнолог, галерист, директор Пермского музея современного искусства