Отстранят ли от полётов самолёт-убийцу?
Разбившийся в Эфиопии новый лайнер относился к семейству среднемагистральных «Боингов 737 MAX». От предшественников они отличаются пониженным на 5–15% расходом топлива. Чуткие к этому показателю авиакомпании со всего мира уже заказали 4500 единиц 737-го, что делает этот проект одним из самых прибыльных за всю историю авиастроения.
Сразу же после катастрофы в КНР временно запретили полёты всех 96 китайских «737 MAX». То же сделали в Эфиопии и Британии. А что у нас?
«В России «Боинги 737 MAX» эксплуатирует авиакомпания S7. «Уральские авиалинии» и Utair только к этому готовятся. На момент подписания номера в печать речь о запрете их полётов не шла, – сообщил «АиФ» замгендиректора Государственного института гражданской авиации Рубен Есаян. – Компания-производитель несёт полную ответственность за свои самолёты. И в данном случае первые шаги должен сделать именно «Боинг». Пусть комиссия по расследованию даст хотя бы предварительное заключение, и мы с ним будем работать. Решение о приостановке полётов «Боингов 737 MAX» в России может быть принято, если американцы начнут хитрить и изворачиваться. Или если расследование авиакатастрофы приведёт к выводу, что виноват не экипаж, а система управления».
Это вторая катастрофа самолётов подобного типа. Первая произошла осенью прошлого года в Индонезии. Тогда «Боинг» упал в море. Картины трагедий были схожими: через несколько минут после вылета самолёт резко теряет высоту, скорость, валится вниз. Эксперты грешили на автоматику системы управления полётами. По идее, она не должна позволять самолёту слишком задирать нос при наборе высоты (превышать так называемый критический угол атаки), но на деле привела к срыву в пикирование. «Боинг» потом рассылал всем эксплуатантам какие-то рекомендации по этому поводу. Насколько они помогли лётчикам компании «Эфиопиан Эйрлайнз», мы уже знаем. Погибли 157 человек, в том числе трое граждан РФ: супруги Александр и Екатерина Поляковы, сотрудники «Сбербанка», и профессиональный парашютист Сергей Вяликов.
Нынешняя катастрофа ещё ждёт своего расследования. Вероятно, вскоре запреты снимут и в Англии, и в Китае, не говоря уже об Эфиопии. Авиастроители доведут до ума всё, что положено, и все «737 MAX» снова полетят, в том числе из Аддис-Абебы в Найроби. Всё-таки за 15% топливной эффективности авиакомпании продадут душу хоть «Боингу», хоть дьяволу.