Примерное время чтения: 9 минут
38100

«Конкорд» в огне. Как мировая авиация лишилась «гостя из будущего»

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Ту-144 и англо-французское «Согласие»

На рубеже 1960–1970-х годов казалось, что гражданская авиация стоит на пороге технической революции, связанной с появлением сверхзвуковых авиалайнеров для гражданских перевозок.

Сама идея сверхзвукового пассажирского самолёта возникла сразу после преодоления звукового барьера, однако её практическая реализация потребовала времени.

Дальше всех в этом направлении продвинулись авиастроители СССР, Великобритании и Франции.

В Советском Союзе в КБ Туполева был спроектирован и построен лайнер Ту-144, а альянс английских и французских авиастроителей создал самолёт «Конкорд», название которого в переводе означает «Согласие».

Ту-144 и «Конкорд», установив массу рекордов и собрав кучу премий на авиавыставках, приступили к выполнению регулярных рейсов.

Очень скоро, однако, оказалось, что заявления о революции в гражданской авиации были преждевременными.

Ту-144
Ту-144. Фото: www.globallookpress.com

СССР сходит с дистанции после того, как на авиалиниях стали появляться аэробусы с повышенной вместимостью, в числе тех, кто совершает дальние авиаперелёты, стало больше представителей среднего класса, и главной задачей мировых авиакомпаний стало не сокращение времени перелётов, а уменьшение стоимости билетов. Нефтяной кризис начала 1970-х годов взвинтил цены на авиатопливо, в результате чего стоимость полётов сверхзвуковых лайнеров стала поистине заоблачной.

Советский Союз в 1970-х годах существовал в условиях плановой, а не рыночной экономики, но деньги умели считать и советские экономисты. Их вывод был категоричным: эксплуатация Ту-144 на регулярных авиарейсах катастрофически нерентабельна.

В результате 1 июня 1978 года, всего после семи месяцев эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил осуществление регулярных рейсов на Ту-144. Работы по усовершенствованию советского сверхзвукового авиалайнера продолжались до 1983 года, после чего проект был свёрнут окончательно.

Дорогое удовольствие

В отличие от Ту-144, история «Конкордов» получилась более длинной. Сверхзвуковые авиалайнеры в 1970–1980-х годах были флагманами британской авиакомпании British Airways и французской Air France.

«Конкорды» сделались символом престижа среди бизнесменов и разного рода знаменитостей. На них совершали официальные визиты президенты Франции и королева Великобритании Елизавета II.

Один из первых прототипов самолёта Конкорд
Один из первых прототипов самолёта «Конкорд». Фото: www.globallookpress.com

При этом прибыль приносили только чартерные полёты «Конкордов», осуществлявшиеся по всему миру, в то время как регулярные рейсы несли исключительно убытки.

Чем дальше, тем больше полёты на «Конкордах» превращались в своеобразное развлечение обеспеченных туристов, ушедшее очень далеко от первоначальных целей, для которых строился авиалайнер.

Пожар на взлёте

25 июля 2000 года авиалайнер Aеrospatiale-BAC Concorde 101, принадлежащий авиакомпании Air France, должен был совершить чартерный рейс по маршруту Париж – Нью-Йорк.

Рейс был заказан немецкой компанией «Peter Deilmann Cruises». Из ста пассажиров, поднявшихся на борт «Конкорда», 96 были немецкими туристами, летевшими в Нью-Йорк, чтобы сесть на круизный лайнер «Deutschland», отправлявшийся в 16-дневное путешествие вдоль побережья Южной Америки.

В экипаж «Конкорда» входили 9 человек. Командиром корабля был 54-летний Кристиан Марти, проработавший в авиакомпании Air France 33 года.

В 16:42 по центральноевропейскому времени «Конкорд» вырулил на взлётную полосу № 26R парижского аэропорта имени Шарля де Голля и начал разбег.

В тот момент, когда лайнер уже приближался к концу взлётной полосы, авиадиспетчер Жиль Ложлин, находившийся на командно-диспетчерском пункте аэропорта, увидел шлейф пламени под крылом самолёта. Он незамедлительно сообщил об этом экипажу.

Пилоты «Конкорда» в этот момент уже не могли прекратить взлёт и подняли повреждённую машину в воздух. Двигатель № 2, у которого сработал датчик пожарной сигнализации, был отключён экипажем.

Командир судна Кристиан Марти принял решение на трёх оставшихся двигателях посадить «Конкорд» в Ле Бурже.

Но спустя несколько секунд самолёт начал крениться влево, после чего его нос резко задрался вверх. В 16:44 окончательно потерявший управление лайнер рухнул на отель «Hоtelissimo Les Relais Bleus».

Удар по престижу

В результате катастрофы погибли 109 человек, находившихся на борту «Конкорда», а также 4 человека из числа тех, кто был в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.

В Англии и Франции новость о крушении «Конкорда» вызвала шок. Спустя два десятилетия сверхзвуковой авиалайнер оставался гордостью двух стран, и его гибель была ударом по престижу как авиакомпаний, эксплуатировавших «Конкорды», так и государств.

Сразу после катастрофы были выдвинуты масса предположений о её причинах. Широко обсуждались версии о возможном теракте, о халатности техников, о некачественном топливе.

Расследование показало, что все эти гипотезы были далеки от истины. Причиной трагедии стало стечение обстоятельств и небольшой кусок металла.

«Убийца» из титана

Буквально за несколько минут до взлёта «Конкорда» на полосу № 26R приземлился самолёт президента Франции Жака Ширака, возвращавшегося с очередного саммита «Большой восьмёрки». Как только президентский лайнер совершил посадку и вырулил на стоянку, на взлёт пошёл авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30 американской авиакомпании Continental Airlines, выполнявший рейс Париж – Ньюарк.

Во время взлёта этого самолёта у него от одного из двигателей оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа.

Для человека непосвящённого фраза «у самолёта отвалилась деталь» звучит зловеще. На самом деле подобного рода вещи случаются нередко, и угрозы для безопасности не представляют. Лайнер-«растеряха» благополучно и без проблем добрался до пункта назначения.

Небольшую титановую пластину, отвалившуюся от самолёта, на полосе никто не заметил. По полосе начал разбег «Конкорд».

В тот момент, когда самолёт набрал скорость около 280 км в час, он наехал на пластину. Покрышка правого первого колеса на левом шасси лопнула. Большой фрагмент покрышки, ударивший в крыло самолёта, вызвал повреждение обшивки и утечку топлива из бака. Ещё один фрагмент покрышки перерезал электропровод и вызвал короткое замыкание. Вытекающий из бака керосин тут же воспламенился от искры.

Пилоты делали всё от них зависящее, чтобы спасти «Конкорд». Отключив двигатель № 2, подавший сигнал о пожаре, они рассчитывали посадить самолёт на трёх оставшихся. Но в этот момент из-за воздействия горячих газов отключился двигатель № 1. В этой ситуации экипаж уже ничего не мог сделать.

 Конкорд и Ту-144 на выставке в Германии
«Конкорд» и Ту-144 на выставке в Германии. Фото: www.globallookpress.com

Ушли, чтобы вернуться?

Катастрофа «Конкорда» под Парижем стала первой за 27 лет эксплуатации лайнеров подобного типа. Поэтому после временного прекращения полётов «Конкорды» вновь пустили в небо.

Однако число желающих подняться на борт сверхзвукового лайнера резко сократилось. «Добил» «Конкорд» теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Общий спад числа авиаперевозок превратил сверхзвуковые авиалайнеры в крайне дорогую и совершенно убыточную игрушку.

В результате в Англии и Франции приняли решение в конце 2003 года вывести оставшиеся в строю «Конкорды» из эксплуатации, отправив их в музеи.

Энтузиасты авиации в Европе пытаются добиться возобновления полётов «Конкордов», однако эти обращения широкой поддержки не находят.

«Конкорд», как и его «собрат» Ту-144, опередил своё время. Возможно, когда-нибудь сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры вновь выйдут на воздушные трассы. Но пока короткая эпоха пассажирского «сверхзвука» осталась только в воспоминаниях.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах