Ту-144 и англо-французское «Согласие»
На рубеже 1960–1970-х годов казалось, что гражданская авиация стоит на пороге технической революции, связанной с появлением сверхзвуковых авиалайнеров для гражданских перевозок.
Сама идея сверхзвукового пассажирского самолёта возникла сразу после преодоления звукового барьера, однако её практическая реализация потребовала времени.
Дальше всех в этом направлении продвинулись авиастроители СССР, Великобритании и Франции.
В Советском Союзе в КБ Туполева был спроектирован и построен лайнер Ту-144, а альянс английских и французских авиастроителей создал самолёт «Конкорд», название которого в переводе означает «Согласие».
Ту-144 и «Конкорд», установив массу рекордов и собрав кучу премий на авиавыставках, приступили к выполнению регулярных рейсов.
Очень скоро, однако, оказалось, что заявления о революции в гражданской авиации были преждевременными.
СССР сходит с дистанции после того, как на авиалиниях стали появляться аэробусы с повышенной вместимостью, в числе тех, кто совершает дальние авиаперелёты, стало больше представителей среднего класса, и главной задачей мировых авиакомпаний стало не сокращение времени перелётов, а уменьшение стоимости билетов. Нефтяной кризис начала 1970-х годов взвинтил цены на авиатопливо, в результате чего стоимость полётов сверхзвуковых лайнеров стала поистине заоблачной.
Советский Союз в 1970-х годах существовал в условиях плановой, а не рыночной экономики, но деньги умели считать и советские экономисты. Их вывод был категоричным: эксплуатация Ту-144 на регулярных авиарейсах катастрофически нерентабельна.
В результате 1 июня 1978 года, всего после семи месяцев эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил осуществление регулярных рейсов на Ту-144. Работы по усовершенствованию советского сверхзвукового авиалайнера продолжались до 1983 года, после чего проект был свёрнут окончательно.
Дорогое удовольствие
В отличие от Ту-144, история «Конкордов» получилась более длинной. Сверхзвуковые авиалайнеры в 1970–1980-х годах были флагманами британской авиакомпании British Airways и французской Air France.
«Конкорды» сделались символом престижа среди бизнесменов и разного рода знаменитостей. На них совершали официальные визиты президенты Франции и королева Великобритании Елизавета II.
При этом прибыль приносили только чартерные полёты «Конкордов», осуществлявшиеся по всему миру, в то время как регулярные рейсы несли исключительно убытки.
Чем дальше, тем больше полёты на «Конкордах» превращались в своеобразное развлечение обеспеченных туристов, ушедшее очень далеко от первоначальных целей, для которых строился авиалайнер.
Пожар на взлёте
25 июля 2000 года авиалайнер Aеrospatiale-BAC Concorde 101, принадлежащий авиакомпании Air France, должен был совершить чартерный рейс по маршруту Париж – Нью-Йорк.
Рейс был заказан немецкой компанией «Peter Deilmann Cruises». Из ста пассажиров, поднявшихся на борт «Конкорда», 96 были немецкими туристами, летевшими в Нью-Йорк, чтобы сесть на круизный лайнер «Deutschland», отправлявшийся в 16-дневное путешествие вдоль побережья Южной Америки.
В экипаж «Конкорда» входили 9 человек. Командиром корабля был 54-летний Кристиан Марти, проработавший в авиакомпании Air France 33 года.
В 16:42 по центральноевропейскому времени «Конкорд» вырулил на взлётную полосу № 26R парижского аэропорта имени Шарля де Голля и начал разбег.
В тот момент, когда лайнер уже приближался к концу взлётной полосы, авиадиспетчер Жиль Ложлин, находившийся на командно-диспетчерском пункте аэропорта, увидел шлейф пламени под крылом самолёта. Он незамедлительно сообщил об этом экипажу.
Пилоты «Конкорда» в этот момент уже не могли прекратить взлёт и подняли повреждённую машину в воздух. Двигатель № 2, у которого сработал датчик пожарной сигнализации, был отключён экипажем.
Командир судна Кристиан Марти принял решение на трёх оставшихся двигателях посадить «Конкорд» в Ле Бурже.
Но спустя несколько секунд самолёт начал крениться влево, после чего его нос резко задрался вверх. В 16:44 окончательно потерявший управление лайнер рухнул на отель «Hоtelissimo Les Relais Bleus».
Удар по престижу
В результате катастрофы погибли 109 человек, находившихся на борту «Конкорда», а также 4 человека из числа тех, кто был в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.
В Англии и Франции новость о крушении «Конкорда» вызвала шок. Спустя два десятилетия сверхзвуковой авиалайнер оставался гордостью двух стран, и его гибель была ударом по престижу как авиакомпаний, эксплуатировавших «Конкорды», так и государств.
Сразу после катастрофы были выдвинуты масса предположений о её причинах. Широко обсуждались версии о возможном теракте, о халатности техников, о некачественном топливе.
Расследование показало, что все эти гипотезы были далеки от истины. Причиной трагедии стало стечение обстоятельств и небольшой кусок металла.
«Убийца» из титана
Буквально за несколько минут до взлёта «Конкорда» на полосу № 26R приземлился самолёт президента Франции Жака Ширака, возвращавшегося с очередного саммита «Большой восьмёрки». Как только президентский лайнер совершил посадку и вырулил на стоянку, на взлёт пошёл авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30 американской авиакомпании Continental Airlines, выполнявший рейс Париж – Ньюарк.
Во время взлёта этого самолёта у него от одного из двигателей оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа.
Для человека непосвящённого фраза «у самолёта отвалилась деталь» звучит зловеще. На самом деле подобного рода вещи случаются нередко, и угрозы для безопасности не представляют. Лайнер-«растеряха» благополучно и без проблем добрался до пункта назначения.
Небольшую титановую пластину, отвалившуюся от самолёта, на полосе никто не заметил. По полосе начал разбег «Конкорд».
В тот момент, когда самолёт набрал скорость около 280 км в час, он наехал на пластину. Покрышка правого первого колеса на левом шасси лопнула. Большой фрагмент покрышки, ударивший в крыло самолёта, вызвал повреждение обшивки и утечку топлива из бака. Ещё один фрагмент покрышки перерезал электропровод и вызвал короткое замыкание. Вытекающий из бака керосин тут же воспламенился от искры.
Пилоты делали всё от них зависящее, чтобы спасти «Конкорд». Отключив двигатель № 2, подавший сигнал о пожаре, они рассчитывали посадить самолёт на трёх оставшихся. Но в этот момент из-за воздействия горячих газов отключился двигатель № 1. В этой ситуации экипаж уже ничего не мог сделать.
Ушли, чтобы вернуться?
Катастрофа «Конкорда» под Парижем стала первой за 27 лет эксплуатации лайнеров подобного типа. Поэтому после временного прекращения полётов «Конкорды» вновь пустили в небо.
Однако число желающих подняться на борт сверхзвукового лайнера резко сократилось. «Добил» «Конкорд» теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Общий спад числа авиаперевозок превратил сверхзвуковые авиалайнеры в крайне дорогую и совершенно убыточную игрушку.
В результате в Англии и Франции приняли решение в конце 2003 года вывести оставшиеся в строю «Конкорды» из эксплуатации, отправив их в музеи.
Энтузиасты авиации в Европе пытаются добиться возобновления полётов «Конкордов», однако эти обращения широкой поддержки не находят.
«Конкорд», как и его «собрат» Ту-144, опередил своё время. Возможно, когда-нибудь сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры вновь выйдут на воздушные трассы. Но пока короткая эпоха пассажирского «сверхзвука» осталась только в воспоминаниях.