15020

Спорный самолет. 4 года назад Суперджет врезался в гору на демополете

Самолёт врезался в склон горы Салак на высоте 1860 метров. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян. Экипаж и пассажиры погибли. АиФ.ru выяснил, в каком состоянии сегодня находятся самолёты Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100)*, какое количество этих самолётов сегодня летает и какие авиакомпании их активно закупают.

Что случилось?

Причиной произошедшей четыре года назад катастрофы считается ошибка в подготовке полёта, то есть незнание экипажем рельефа местности на маршруте полёта, неверная настройка радаров аэропорта сопровождения и отвлечение экипажа посторонними разговорами. На день катастрофы авиалайнер уже совершил 502 цикла «взлёт-посадка» и налетал 843 часа. Самолёт был исправен. Более того, сигнал TAWS — система о предупреждении столкновения самолета с землей — сработал вовремя, но был отключен по каким-то причинам самим командиром воздушного судна. Кстати, командир судна за 8 минут до столкновения со склоном горы вне плана полёта дважды запросил снижение до 1800 метров. И, получив разрешение, начал снижаться к горе Салак высотой 2211 метров в условиях плохой видимости и низкой облачности.

Расследованием инцидента занималась комиссия Национального комитета по безопасности на транспорте (NTSC) Индонезии. 18 декабря 2012 года она в окончательном отчете об авиакатастрофе сообщила, что она произошла из-за ошибок пилотирования: члены экипажа не учли, что будут лететь рядом с гористой местностью, из-за чего экипаж никак не среагировал на предупреждения системы TAWS о приближении земли и, собственно, отключил предупреждающий сигнал. Более того, перед самим столкновением со склоном горы экипаж, включая командира, вёл переговоры с потенциальным покупателем авиалайнера, отвлекаясь от пилотирования.

Гора Салак в Индонезии, где разбился «Сухой Суперджет-100».
Гора Салак в Индонезии, где разбился «Сухой Суперджет-100». Фото: www.globallookpress.com

Как Sukhoi Superjet 100 появился в России?

Из-за того, что в конце 1990-х — начале 2000-х гг. гражданские авиаперевозки происходили на устаревших лайнерах, российским авиакомпаниям приходилось закупать зарубежные самолёты. Именно тогда компания «Сухой» начала разрабатывать пассажирский самолёт, создав в 2000 году ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». Этот самолёт — разработка современного отечественного авиапрома, а поставщиками ряда комплектующих стали крупные международные производители — Safran, Thales, Liebherr, Goodrich и др.

В итоге первое испытание нового авиалайнера на взлётно-посадочной полосе прошло 14 мая 2008 года, а 19 мая того же года самолёт совершил первый полёт на высоте 1200 метров. К концу года Sukhoi Superjet 100 совершил второй полёт уже на высоте 6000 метров. Через три года, в 2011 году, первый серийный Sukhoi SuperJet 100 № 95007, названный в честь космонавта Юрия Гагарина, был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании «Armavia».

Фото: www.globallookpress.com

Палки в колёса от Запада

«Для летчиков Sukhoi SuperJet 100 — золотой самолет, такого у нас не было. Кабина и авионика очень удобные, хорошие гироскопы, иностранные системы стоят самые последние. Да и сама машина ведет себя просто изумительно», — говорит Юрий Сытник, заслуженный пилот России, член комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения.

На середину апреля 2016 года, по данным компании «Гражданские самолёты Сухого», произведено 102 самолета Sukhoi SuperJet-100, 68 из которых эксплуатируются в России и за рубежом. Так, авиакомпания «Аэрофлот» с июня 2011 года получает 30 самолётов Sukhoi SuperJet-100. А в январе 2015 «Аэрофлот» и «Гражданский самолёты Сухого» пришли к соглашению, что к этим 30-ти прибавится еще 20 воздушных судов SSJ-100. На сегодняшний день в «Аэрофлоте» 27 самолётов Sukhoi SuperJet-100. Другой крупный эксплуатант — мексиканская InterJet, у которой «на крыле» уже 21 самолет и 9 еще будут поставлены. Среди эксплуатантов также авиакомпании «Якутия», «Газпромавиа», «Red Wings», «Ямал» и др. А общий налет Sukhoi SuperJet-100 перевалил за 180 тысяч часов. Помимо активной эксплуатации в России, самолет летает в аэропорты Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, Китая, Мексики, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции, США и других стран.

Кстати, у авиакомпании «Red Wings» производитель отозвал все 5 имеющихся в их парке лайнеров SSJ-100 из-за того, что она не выполняла условия договора аренды самолётов.

SSJ-100 компании «Аэрофлот». Фото: www.globallookpress.com

«К сожалению, Sukhoi SuperJet-100 закупают все-таки мало. Авиакомпании не уверены в том, что система послепродажного обслуживания будет происходить оперативно. А самолет, который стоит на земле в ожидании запчастей, генерирует убытки», — говорит Алексей Захаров, независимый авиаэксперт.

С ним согласен и Юрий Сытник: «Самолет на более чем 70% собран из импортных запчастей. Например, двигатели у него французские. Вот хотели 12 машин Sukhoi SuperJet-100 поставлять в Крым, французы это пронюхали и прислали письмо, где заявили, что как только в Крыму встанет первый самолет SuperJet, они прекратят поставку запасных частей и двигателей. Зачем иметь такой самолет, если мы от кого-то зависим? Все склады с запчастями для него за рубежом!».

По словам Сытника, сегодня идёт обсуждение того, чтобы начать выпускать собственные детали для этого самолёта. Но когда это случится, пока неясно. Да и уйдет на это несколько лет.

«Как раз недавно по этому самолёту было заседание в Росавиации, и французы настояли, чтобы вклад запчастей был все-таки только в Европе. Нам это неудобно и дорого, — добавляет Ю. Сытник, — ведь самолёт и правда очень хороший, качественный, и чтобы он полностью был подконтролен нам, нужно чтобы и запчасти были наши!».

Сборка самолётов «Сухой Суперджет-100».
Сборка самолётов «Сухой Суперджет-100». Фото: www.globallookpress.com

*Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — самолет нового поколения, разработанный и произведенный компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при участии международных компаний. Самолет может перевозить от 75 до 95 пассажиров. В настоящее время большая часть самолётов находится в парке «Аэрофлота», «Газпромавиа» и мексиканской авиакомпании «Interjet».

Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество