aif.ru counter
9492

Владимир Минин: лишившись корней, мы растеряли и нашу национальную гордость

«Свинья не может поднять голову к небу, а человек должен хотя бы иногда посматривать вверх и задумываться над тем, зачем он в эту жизнь пришёл и что он в ней творит», - уверен глава Московского камерного хора.

Дирижер, художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Владимир Минин.
Дирижер, художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Владимир Минин. © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Досье
Владимир Минин.
Родился в 1929 г. Дирижёр, хормейстер, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.

Воспитание вкуса

Валентина Оберемко, «АиФ»: Владимир Николаевич, не стало оперной примы Елены Образцовой, ушла Галина Вишневская. С уходом таких грандов наше классическое искусство изменится?

Владимир Минин: В любой сфере жизни есть апогей - высшая точка и перигей - низшая. Сравните XIX и XX века. XIX век - Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков... До середины ХХ века тоже было несколько крупных личностей - Хачатурян, Прокофьев, Рахманинов, Шостакович, Свиридов. А дальше? Затишье! Эти процессы эволюции закономерны.

- Может, дело ещё и в том, что в России постепенно изменилось отношение к высокому искусству? На Западе до сих пор на классические концерты билетов не достать, а у нас билетов не достать на Леди Гагу, например.

- Мы приезжаем на гастроли в глубинку и видим: на концерты приходит очень много молодых. Но... В Америке, в Европе уже в начальной и средней школах делают прививку хорошего вкуса через хоровое пение. Большинство учеников обучены музыкальной грамоте. На Западе тоже есть, условно говоря, отморозки. Но это мелкие группки. А на фестивалях классической музыки в Германии, в Голландии, во Франции собираются десятки тысяч людей - они приезжают семьями, потому что им это интересно. И тут всё дело в том, на что заточено государ­ство: на воспитание хорошего вкуса у его граждан, на полноценное развитие личности.

- Наше, значит, не заточено на хороший вкус?

- А много ли сегодня людей образованных и по-настоящему культурных? Я имею в виду ту культуру, которую несли академики Лихачёв, Сахаров - подлинные мыслители. У нас же больше прагматиков, хороших тактиков, но не стратегов. Может быть, тактически они правы - мне трудно судить, я не политик. Но стратегически, мне кажется, они неправы абсолютно. Потому что страна, которая не вкладывает деньги в образование, потом, в последующих поколениях, будет за это расплачиваться.

- Но можно ли всю ответственность за воспитание перекладывать только на плечи государства?

- Для того чтобы простые граждане эту ответственность чувствовали, надо создать условия. В 1913 году праздновалось 300-летие Дома Романовых. В Пермской губернии тогда было общество трезвости. Его председатель приложил много усилий для того, чтобы 300 кресть­янских хоров спело на торжествах фрагмент из оперы Глинки «Жизнь за царя». Конечно, выступление было для царя, но ведь создание 300 хоров из крестьян - это огромное дело. Если бы сейчас были условия, в первую очередь материальные, чтобы человек имел возможность не только работать, но делать ещё и полезные дела, в стране всё было бы иначе.

Или вот я в Ижевске иду в местный краеведческий музей, а там наглядно показано, какую роль играло дворянство в данном регионе в области развития культуры. Современная интеллигенция или бизнес также активно занимаются развитием культуры? Навряд ли. А, например, до революции княгиня Тенишева в Смоленской губернии строила школы, больницы для детей рабочих, что трудились на её фабриках. Это помимо того что она поддерживала таких людей, как Рерих. Где сейчас такие Тенишевы?

Что касается воспитания общества. Как вы думаете, где должна закладываться тяга к культуре? В семье? В школе? Ответ - и там, и там. Но! В Екатеринбурге не так давно был случай: в хоровой студии ученики издевались над учительницей, а потом съёмки выложили в Интернет. У меня сердце обливалось кровью, когда видел это. Я сам прошёл через подобную дет­скую хоровую школу в Ленинграде. Но тогда такое в голову не могло никому прийти! Как известно, дети беспощадны - не буду объяснять, как порой издеваются девочки над своими подругами, мальчики - над младшими учениками. Это всё проблемы формирования нравст­венных основ. Кто должен этим озаботиться? Семья, школа, государство должны следить за соблюдением нравственных законов, выработанных человечеством.

Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина
Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина. Фото: www.russianlook.com

Щекочем самолюбие?

- Возможно, россияне, особенно молодое поколение, слишком сильно хотят быть похожими на Запад и в этом стремлении теряют себя.

- У Ленина есть статья «О национальной гордости великороссов». В ней он как раз критикует отсутствие этой национальной гордости. И я в данном случае согласен с этой точкой зрения. Мы где-то хотим быть похожими на людей Запада. Возможно, внутренне им завидуем, тем самым уничижая себя. Мы растеряли культуру нашего золотого - XIX - века. Растеряли мы её вполне естест­венно, потому что в 1917 году был перерезан корень, нарушен естественный уклад жизни. Нам вдруг сказали, что с «корабля истории» надо сбросить Пушкина, Чайковского и др. Стали воспитывать общность под названием «советский человек». Если мы все родились на голом «асфальте» в 1917 году, откуда тут взяться национальной гордости? Когда-то была сильна крестьянская община, а город был малочислен. И в недрах той, крестьянской, страны была своя культура, свои нравственные устои. Я застал время, когда в деревне дома не запирали - такая была честность. Сегодня это можно представить?

- Но есть мнение, что возрождению национальной гордо­сти поспособствуют введённые Европой санкции.

- Это не гордость, а щекотание самолюбия. А национальная гордость - это то, что воспитывается веками. Это труд, в том числе и труд мужей государственных. Потому что для того, чтобы эта национальная гордость сформировалась, я должен гордиться не только армией своей - я должен гордиться духом своего народа, его культурой, достижениями в науке, музыке, литературе.

Народный артист СССР, композитор Георгий Свиридов (слева) и ректор музыкально-педагогического института им. Гнесиных, руководитель Московского камерного хора профессор Владимир Минин (справа)
Народный артист СССР, композитор Георгий Свиридов (слева) и ректор музыкально-педагогического института им. Гнесиных, руководитель Московского камерного хора профессор Владимир Минин (справа). Фото: РИА Новости/ Игорь Бойко

- Вы как-то сказали, что никого из мальчишек вашего хора не встретите с ножом или с банкой пива в руках. Но сегодня сотни подростков с пивом и сигаретами прогуливаются по нашим дворам…

- Материальный достаток, точнее недостаток, нивелировал роль семьи в России. Опять-таки приведу в пример Ленина - его отец содержал семью, где было много детей, плюс прислуга. А он всего-навсего был инспектором средних учебных заведений Симбирской губернии! Он один работал! Какой был у него заработок? Очень неплохой. А его жена имела возможность воспитывать детей. Что сегодня делает наша мама? Работает. Порой на двух, а то и на трёх работах. И вы хотите, чтобы у неё вырос сын без банки пива? Конечно, у нас улица воспитывает больше, чем семья.

Мы потеряли не одно поколение - с конца 1980-х годов и до сегодняшнего дня. Ставить на этих поколениях крест? Не думаю. Я оптимист в данном случае. Свинья не может поднять голову к небу, а человек должен хотя бы иногда посматривать вверх и задумываться над тем, зачем он в эту жизнь пришёл и что он в ней творит.



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Виктор
    |
    19:16
    25.02.2015
    3
    +
    -
    Взгляд провинциала. «Где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы». Как получилось, что прыщавый юноша возглавил ведущий драматический театр Новосибирска, а теперь ставит попирающие все нормы морали и закона спектакли уже и в Государственном оперном театре. Сочетание аморальности, невежества и геростратовой славы режиссера Т. Кулябина рождает не искусство, а тлен и разложение. Так, «постановка «золотомасочного» спектакля «Евгений Онегин» начинается с нескольких повторяющихся сцен, показывающих имитацию полового акта». При этом Кулябин в интервью изрекает, что «интересно вести диалог именно с молодой аудиторией, и в силу своего возраста я могу быть им понятен», не понимая, что спектакль государственного драматического театра - это не телепередача «Дом-2». Теперь очередной вызов – оплевывание святынь и издевательство над христианскими ценностями в оперном театре, представленном «современным гениальным» видением оперы «Тангейзер». Наше «культурное» руководство города не хочет замечать «шалостей творческих работников». Почему? Может потому, что начальник департамента культуры А.Терешкова, поставленный уже новым мэром-коммунистом, обычный врач-педиатр по специальности, но упорно работающая только в области культуры. Была даже директором Сибирского филиала федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центр современного искусства», также возглавляет новосибирский филиал «Гражданской платформы» миллиардера Прохорова. Вот бывший директор пермского музея современного искусства PERM М. Гельман, ее коллега по «великому» творчеству, уже эмигрировал в Черногорию по политическим причинам. А бывший губернатор Пермского края О. Чиркунов, поставивший на теплое местечко М. Гельмана, еще раньше «выбрал для проживания Францию. Настоящая французская провинция, да еще и один из основных винных регионов страны. Здесь нет русских, это «голландско-английская зона» Франции» (из интервью Чиркунова). Откуда врач А.Терешкова и самородок Кулябин могут знать, что «искусство, не стремящееся к вечности, должно быть и будет признано фальсификацией. Кто ищет в высшем мире подобие низшего, не найдет ничего», им бы только Россию развалить и народ растлить.
  2. fltkfblf
    |
    16:33
    25.02.2015
    1
    +
    -
    Верните уровень образования и культуры СССР!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Комментарии (6)
  1. aleha
    |
    06:20
    25.02.2015
    0
    +
    -
    Путин как-то посоветовал всем читать философию Бердяева. Почитайте и станет понятно что нынче имеем.
  2. Виктор Мельников[facebook]
    |
    08:03
    25.02.2015
    1
    +
    -
    Кто же это лишился корней. Господин Минин слишком самонадеян такое говорит от лица Российской нации. Да нам сейчас трудно и трудно, что в нашем лагере много незнаек с высшим образованием. Давайте учиться. Ведь вот такая простая фраза. Мы наладим импортозамещение своими отечественными продуктами. И все успокоились. Но ведь это фраза выпущенная в нас ложная. Пусть перечислит те продукты, которые уже замещены и которые намечены к замещению. Пусть начнет с импортного кошачьего корма, который неустанно идет в рекламе.
  3. fltkfblf
    |
    16:33
    25.02.2015
    1
    +
    -
    Верните уровень образования и культуры СССР!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  4. Виктор
    |
    19:16
    25.02.2015
    3
    +
    -
    Взгляд провинциала. «Где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы». Как получилось, что прыщавый юноша возглавил ведущий драматический театр Новосибирска, а теперь ставит попирающие все нормы морали и закона спектакли уже и в Государственном оперном театре. Сочетание аморальности, невежества и геростратовой славы режиссера Т. Кулябина рождает не искусство, а тлен и разложение. Так, «постановка «золотомасочного» спектакля «Евгений Онегин» начинается с нескольких повторяющихся сцен, показывающих имитацию полового акта». При этом Кулябин в интервью изрекает, что «интересно вести диалог именно с молодой аудиторией, и в силу своего возраста я могу быть им понятен», не понимая, что спектакль государственного драматического театра - это не телепередача «Дом-2». Теперь очередной вызов – оплевывание святынь и издевательство над христианскими ценностями в оперном театре, представленном «современным гениальным» видением оперы «Тангейзер». Наше «культурное» руководство города не хочет замечать «шалостей творческих работников». Почему? Может потому, что начальник департамента культуры А.Терешкова, поставленный уже новым мэром-коммунистом, обычный врач-педиатр по специальности, но упорно работающая только в области культуры. Была даже директором Сибирского филиала федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центр современного искусства», также возглавляет новосибирский филиал «Гражданской платформы» миллиардера Прохорова. Вот бывший директор пермского музея современного искусства PERM М. Гельман, ее коллега по «великому» творчеству, уже эмигрировал в Черногорию по политическим причинам. А бывший губернатор Пермского края О. Чиркунов, поставивший на теплое местечко М. Гельмана, еще раньше «выбрал для проживания Францию. Настоящая французская провинция, да еще и один из основных винных регионов страны. Здесь нет русских, это «голландско-английская зона» Франции» (из интервью Чиркунова). Откуда врач А.Терешкова и самородок Кулябин могут знать, что «искусство, не стремящееся к вечности, должно быть и будет признано фальсификацией. Кто ищет в высшем мире подобие низшего, не найдет ничего», им бы только Россию развалить и народ растлить.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли одновременно эффективно работать и сидеть в гаджетах?
  2. В каких странах опасно пить воду из-под крана?
  3. Как действовать в случае пропажи ребенка?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ