Российский Хогвартс расположился в столице республики Марий Эл, окружённой заповедными лесами и озёрами. Между улицами Кремлёвской и Волкова за вычурным забором виден настоящий средневековый замок. Здание со шпилями, флигелями, с витиеватыми узорами, со спиральными лестницами, с застывшими на башне часами и многочисленными окнами. Всё как в книгах Джоан Роулинг.
Волшебные эксперименты
Построил дворец местный бизнесмен Сергей Мамаев. Но превратил замок не в городскую резиденцию, не в пафосный офис, а в обычную среднюю общеобразовательную школу №5 «Обыкновенное чудо». «Жена предпринимателя здесь работает. И дочка, и сын Сергея Михайловича в нашей школе учились», — охотно объяснил охранник. Толкнув кованую калитку, пригласил войти внутрь.
История сказочной школы началась с добрых учёных-волшебников, решивших в 1991 году превратить рядовой советский детский сад № 53, закрытый на реконструкцию, в экспериментальную сад-школу. Команда единомышленников, защитивших только что научно-исследовательский проект «Воспитание культуры чувств и общения у детей младшего школьного возраста в условиях комплекса „детский сад — начальная школа“» открыла тут садик и назвала его «Обыкновенное чудо». Среди энтузиастов была и Татьяна Мамаева, жена бизнесмена, построившего школу-замок.
Из комсомола в бизнес
Это сейчас Сергей Мамаев — владелец крупнейшей типографии в регионе и хозяин строительной фирмы. А был он самым обычным советским мальчиком.
Активист и спортсмен всегда учился хорошо. Был музыкантом и организатором городского отряда барабанщиков, принимал участие в работе городского пионерского штаба «Эспада». Дети ездили в походы, пели под гитару песни, жгли костры, мечтали. Когда пришло время выбирать вуз, Мамаев поступил в политехнический. После первого курса юношу забрали в погранвойска. Вернувшись, Сергей перевёлся в педагогический и возглавил городской комсомольский штаб. Здесь и произошла встреча с Таней, ставшей его супругой. Студенческая свадьба, рождение дочери. Финансовые трудности заставили молодого семьянина отчислиться. Тогда Мамаев выбрал бизнес и организовал с другом видеосалон.
Встав на ноги и окрепнув, предприниматель предложил жене открыть новое образовательное учреждение. Так в 1998 году на основе экспериментального садика в рамках партнёрства государства и бизнеса появилась начальная школа-детский сад. Муниципалитет согласился выплачивать зарплаты педагогам и взял на себя коммунальные платежи. Но только по существующим нормативам. Остальное финансировал Сергей Мамаев.
Уже позже, в 2002 году, школа расширилась до средней общеобразовательной. Финансируется она сегодня из трёх источников: государственных, частных вложений и взносов родителей.
Школы-кампусы. Как дать ребёнку качественное образование. Читайте в статье>>
Чудеса рядом
Возвели замок в 1998 году буквально за 9 месяцев. Архитектор Анатолий Кривцов и Сергей Мамаев придумали и спроектировали сооружение. Сначала у детского сада появись башни и арки. Затем на территории построили ещё четыре корпуса, которые соединили галереями.
Башни и здание увенчаны крышей из красной черепицы. Дворец построен из белого силикатного кирпича. Со временем строительный материал немного потемнеет и будет ещё больше напоминать старинный дворец из сказок.
Не надо уроков! Как школы убивают желание учиться. Читайте в статье>>
Гуляя по узким коридорам и переходам, легко заблудиться. Интерьер внутри стилизован под замок. На стендах можно наткнуться на рисунки с детскими надписями «Как стать рыцарем» или «Как стать леди».
В приёмной у руководства школы выставлены кубки и грамоты — награды учащихся в многочисленных конкурсах и соревнованиях. В большом аквариуме среди декоративного подводного замка плавают рыбки.
Кабинет директора Татьяны Мамаевой больше напоминает оранжерею. На столе глобус неизвестной планеты с отметками «Океан знаний», «Физическое море», «Земля Мамаева», «Течение Времени». Если приглядеться, становится понятно, что это атлас «Обыкновенного чуда».
«Подарок от выпускников „Радуги“ в 2013 году », — объясняет Татьяна Мамаева.
У каждого класса здесь есть своё имя. Так, в детский сад ходят «Ручейки», «Светлячки», «Лучики», а в средней школе можно встретить названия «Бригантина», «Гелиос», «Просто класс!».
Сегодня обыкновенным чудесам в йошкар-олинском Хогвартсе обучают 360 детей. Трудятся в школе около 100 сотрудников и преподавателей.
Система образования до сих пор остаётся уникальной. Так, ученики городской школы № 5 проходят обязательные уроки по айкидо, плаванию, занимаются на психологических тренингах. Много внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям. Например, в начальных классах дети сидят на высоких партах и стульях, похожих на старинные конторки.
«Для осанки полезно, — говорит директор. — Можно отодвинуть стул и продолжить писать стоя. Так делали раньше».
«Лучше бы Крапивина читали»
Летом школьники отправляются в лагеря на базе конно-спортивного комплекса. Есть славянская, рыцарская и индейская смены. Для старших классов «Обыкновенное чудо» организует смену «Вместе мы — одна страна». В гости приезжают дети из других регионов России.
«Название школы мы переняли у фильма Марка Захарова и пьесы Евгения Шварца. Красивое архитектурное сооружение вдохновляет, красота вокруг влияет на восприятие мира, — рассказывает Татьяна Мамаева. — Но и внутренняя оболочка человека должна быть прекрасной. Дети растут, развиваются, и каждый и них индивидуален. Разве это не обыкновенное чудо?»
И рисуем, и поём. Чем занять ребёнка после школы. Читайте в статье>>