О новых технологиях образования «АиФ» рассказал Энио Омае, известный учёный в сфере образования и искусственного интеллекта, директор по технологиям крупнейшей в мире частной образовательной компании Education First, а в прошлом старший разработчик Apple.
Догоняем...
Юлия Борта, «АиФ»: Энио, в этом году российские дети сдали ЕГЭ намного хуже. Экзамен показал, что многие 10 лет провели в школе, но так и не освоили школьную программу.
- Если смотреть извне, с российским образованием произошло то, что случилось с бразильским футболом. В Бразилии есть уникальные футболисты. Но как команда они стали слабее, потому что не догнали страны, ушедшие вперёд именно в командных технологиях. 30-40 лет назад весь мир знал: самые блестящие умы, лучшие математики, химики - российские. Они есть и сейчас. Но в других странах за последние годы системы образования значительно ушли вперёд. В Россию эти изменения пока приходят с трудом. В десятке лучших вузов мира уже многие годы большинство - это американские университеты. Причина - в их развитие вложили огромные деньги самые влиятельные люди в Америке - Билл Гейтс и другие. Я верю, что Россия этот путь может пройти даже быстрее, если будет политическая воля. И те процессы, которые уже начались (по созданию новых стандартов, развитию вузов и т. д.), и мой опыт работы в Татарстане это доказывают.
- Какой?
- По предложению Президента Татарстана мы разработали программу по обучению учителей английского языка. В итоге через год все преподаватели подтвердили самый высокий уровень квалификации (до обучения таких было меньше 20%), а их ученики на 30% лучше сдали ЕГЭ. Фантастика!
Скучные школы
- Проблема в том, что дети не хотят учиться. Моему сыну 10, и он уже ненавидит школу.
- Я бы тоже возненавидел, если бы каждый день 5-6 уроков по 45 минут сидел молча, слушал учителя, а потом уходил. Это так скучно! Когда вы учились, были другие условия и вы были более дисциплинированны. Сейчас окружающий мир интереснее детям, и они берут телефон и под партой потихоньку играют и общаются. Сейчас информация и технологии устаревают быстрее, чем мы успеваем им обучить детей. И школа должна меняться. Не ваш ребёнок неправильный - это неправильная, скучная школа. Дети по своей природе очень любознательны и всегда хотят узнавать новое. Но именно школа это желание убивает. Если 15 лет только слушать лекции сначала в школе, потом в вузе, любое творческое начало умрёт.
- И где выход?
- Прослушав лекцию, вы запоминаете 5%, прочитав книгу - 10%, после практических занятий усваивается ещё больше. А после обсуждения в классе - 70%! Такой подход ещё в 1924 г. предложил блестящий русский психолог Лев Выготский. И теперь его используют во всём мире. Но не в России. Слышали ли вы про популярную в США Академию Хана? Началось с того, что один банкир, учивший своих племянников математике, несколько уроков записал на видео. Вскоре он обнаружил, что его юные родственники предпочитают заниматься по видео, а не с ним лично. Так они могли много раз вернуться к тому, что не поняли. Вскоре Билл Гейтс решил вложить деньги и записать больше уроков. Теперь многие школы и университеты в США применяют такую систему. Ученикам задают на дом посмотреть видео, а в классе обсуждают. Ещё новинка. Есть простое устройство типа пульта с кнопками, позволяющее учителю убедиться, что дети его слушают. Через каждые 10-15 минут он задаёт вопрос по теме, и ребёнок выбирает кнопку с ответом.
- Во многих ли странах есть подобие нашего ЕГЭ?
- Во многих. Но пика эта система достигла в Китае.
- Сталкиваются ли при этом с коррупционными скандалами?
- Как раз сейчас в Великобритании разгорается громкий скандал с тестами TOEFL на знание английского. За некую сумму сотрудники центров тестирования диктовали правильные ответы клиентам. Теперь результаты тестов в Англии не принимают для выдачи рабочих виз. Проблема есть и в США. У ребёнка, отец которого учился в Гарварде, больше шансов попасть туда же.
- Что всё-таки лучше - тесты или устный экзамен?
- Тесты - это классный способ самоконтроля. Но если он применяется для поступления в вуз, то у вас меняется задача. Вы учитесь, чтобы сдать тест, вместо того чтобы чему-то научиться. И это неправильная мотивация.