aif.ru counter
12.09.2016 00:08
972

Вот наша «золотая» молодёжь!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Как вырастить нобелевского лауреата 07/09/2016

Алексей Кавокин, физик-теоретик, руководитель лаборатории в СПбГУ, профессор Университета Саутгемптона (Великобритания) 

Я сам когда-то участвовал в подобных олимпиадах и могу уверенно сказать: четыре золотые медали - это серьёзнейший успех! Ещё со времён СССР наши школы с углублённым изучением физики и математики приносили стране урожай медалей. Но сегодня страна почти не замечает постоянных побед на этом фронте. Возможно, она просто избалована ими. Или журналистам гораздо интереснее рассказывать о футболистах (которые как раз не могут добиться выдающихся результатов, зато постоянно попадают в скандалы), чем о физиках.

Почему же у нас всё так хорошо складывается с олимпиадами по физике, математике, программированию? Да потому что в тяжёлые 90-е годы, развалившие нашу науку и высшую школу, именно средние школы с углублённым изучением этих дисциплин в массе своей выстояли. Парадокс? Но этому есть объяснение. Во-первых, учителям сложнее было искать работу за границей, чем учёным. И они не уезжали, а оставались. Во-вторых, их поддер­живали бывшие ученики. 

Между прочим, существующая в странах бывшего СССР система физико-математических школ уникальна, она даёт нам преимущество даже над таким признанным лидером школьного образования, как Великобритания. Однако куда потом деваются наши талантливые школьники, победители олимпиад? Многие из них, если не большинство, становятся студентами или аспирантами ведущих вузов США, Велико­британии, Швейцарии. А вот обратного процесса, увы, нет - почти никто из лучших школьников США, Великобритании и Швейцарии в российские вузы не поступает.

Утечка мозгов, к сожалению, продолжается. Уехав за границу, наши талантливые дети пополняют славные ряды постсоветской научной диас­поры. Это могучая сила, возможно, самая мощная на сегодняшний день армия учёных в мире. Но живут-то и работают они не в России! В один день утечку мозгов не остановишь. В нашей стране надо создавать международные научные центры (институты-«мосты»), расширять программу «мегагрантов», создавать рабочие места для высококвалифицированных учёных. И тогда мы сохраним на родине эту по-настоящему «золотую» молодёжь!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество