Примерное время чтения: 4 минуты
5317

Тому ли учат в школе? Споры о качестве среднего образования не утихают

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Как вырастить нобелевского лауреата 07/09/2016
Писать перьями не надо, но сохранять хорошие наработки необходимо.
Писать перьями не надо, но сохранять хорошие наработки необходимо. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Младше - умнее?

Российская начальная школа - одна из лучших в мире. Это подтверждают данные независимых международных исследований. Но уже в старшей школе мы это преимущество быстро теряем. Куда деваются наши умные дет­ки? «Качество образования в начальной школе во всём мире проверяется по грамотности чтения - умению понять и проанализировать текст, сформулировать выводы, - объясняет Елена Ленская, декан факультета менеджмента образования Московской высшей школы социальных и экономических наук. - Здесь наши ученики 1-4-х классов безусловные лидеры в течение последнего десятилетия.

В знании математики и естественных наук российские школьники 4-8-х классов уступают лишь сверстникам из Сингапура, Кореи, Гонконга и некоторых других стран, но всегда входят в десятку, где уровень преподавания этих предметов самый высокий. Но когда дело доходит до применения полученных знаний в жизни - конечного смысла всего образования, то всё намного печальнее. В этом наши 15-летние ребята оказываются уже на уровне школьников из Туниса и Иордании, проваливаясь сразу в 5-й десяток. Если условия задачи меняются (не как в учебнике) или в ней много избыточных данных, то они просто теряются. Плюс к тому у наших детей нет комплексного подхода к знаниям, полученным по разным предметам. Между тем Финляндия и Сингапур задумались: не отказаться ли вообще от того, чтобы учить конкретные предметы, а перейти на тематический подход? Ведь, чтобы понять какое-то явление, в жизни приходится применять знания из курса самых разных предметов. Свет и цвет, например, можно обсуждать с позиций химии, физики, биологии и даже литературы». 

Учителя-интерны

Почему так? «То, чему учат в педвузах, морально устарело, - считает профессор Е. Ленская. - В школах вы не найдёте учебников, изданных в 1947 г. А в вузах - сколько угодно». Ефим Рачевский, народный учитель РФ, уверен, что россий­ская школа лучшая в мире. И нам ни к чему слепо копировать опыт чужих стран, надо сохранить традиции российского образования наряду с новыми технологиями. «Другой такой школы, которая бы лучше всего соответствовала ментальности нашего народа, нет, - уверен Е. Рачевский. - Сегодня в школы приходят молодые учителя, наделённые такими лидерскими качествами, которые американскому учителю и не снились. Я был в американских школах. Там жёсткая инструкция. Россий­ский закон об образовании даёт абсолютную мето­дическую и содержательную свободу учителю и школе. Было бы желание работать.  Кстати, не стоит думать, что образование в частной школе лучше, чем в государственной. Этим летом из двух очень престижных частных школ к нам перешли 9 детей. За учёбу их родители платили дорого, а результат ничуть не лучше, чем у их сверстников из бесплатных школ. Ведь туда идут зачастую не столько за образованием, сколько за возможностью быть в окружении себе подобных. Если у одних носки за 140 долл., то и другим надо такие же. Если все отдыхают на Алтае (модное сейчас место), то и ему надо соответствовать».

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах