Известного детского трансплантолога Михаила Каабака наконец вернули на работу в детский медцентр. Но за то время пока врач был отстранён, погиб ребёнок, которому он не успел сделать пересадку почки.
Поводом для увольнения Каабака стала формальная причина – хирург применял передовую, ещё не утверждённую Минздравом методику лечения. Почему из-за бюрократических проволочек гибнут дети?
Павел Воробьёв, профессор, председатель Московского городского научного общества терапевтов:
Научно-исследовательские институты созданы для того, чтобы разрабатывать новые методики лечения. А не для того, чтобы применять утверждённые кем-то. Другое дело, что разработка этих методик должна подчиняться определённым правилам – этическим и пр., проходить определённые этапы апробации. Но в данном случае врачи использовали препарат, который применяется во всём мире.
Чиновники не должны командовать научно-исследовательскими работами. Это бред! Я бы ещё мог согласиться с тем, что в больнице обязаны следовать утверждённым методикам. Но научное учреждение – совсем другое дело. Как же мы будем внедрять что-то новое, если чиновники будут тормозить и ссылаться на то, что это не утверждено?
Та же самая история случилась раньше в онкоцентре: врачей уволили за то, что применяют новые технологии, которые не разрешены в России. А как их разрешить без исследований, апробации? Всегда в научных институтах проводились клинические испытания. И всегда в том же онкоцентре больные стремились попасть в новую программу, где исследуется новое лекарство или методика. Потому что это повышает шансы на жизнь. А теперь врачам говорят: нет, вы убийцы, потому что новые препараты не испытаны. А кто их будет испытывать? Это же и есть испытания. Они идут здесь. А иначе никак. Если мы хотим вообще остановить всю медицину и вернуться в XIX век и лечить всех в ФАПах (фельдшерско-акушерские пункты. – Ред.) – это один разговор. Либо мы всё-таки считаем, что у нас выдающиеся учёные и врачи – которые, слава богу, в России не перевелись и двигают науку и медицину вперед, – и даём им возможность работать. Но сейчас им всем дали по рукам. Сначала онкологам, теперь трансплантологам. Конечно, ни у кого нет желания дальше что-то делать.
Врачей хочется поддержать и извиниться перед ними. Когда чиновники вмешиваются в лечение, то страдают в первую очередь больные. И их врачи, которые не рассчитывали, что их будут топтать, очернять и т. д. Они-то все стремятся оказывать помощь.
А после этого мы ещё печалимся, что молодые кадры не идут в серьёзную медицину, разве что в стоматологию. Они и не пойдут, увидев, с чем на самом деле им придётся столкнуться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции