Маргарита Белогурова, доктор медицинских наук, профессор, завотделением детской онкологии ГКБ № 31 (Санкт-Петербург)
Случившееся можно охарактеризовать одним словом - катастрофа. Российские онкологи никогда не скрывали, что прорыв в лечении злокачественных опухолей (в частности у детей), который произошёл в нашей стране в 1990-е гг. (тогда смертность резко снизилась), во многом был связан с появлением высококачественных импортных препаратов. А после подписания указа мы можем потерять все наши достижения.
Нам объясняют, что под запрет попадают лишь те лекарства, которые имеют два российских аналога. Но врачей это не может ввести в заблуждение. Онкологи не против дженериков. Мы протестуем против тех новых препаратов, пусть и созданных в России, эффективность которых неизвестна, токсичность - непредсказуема, а безопасность - не гарантирована. Ведь провести клинические исследования «аналогов», прежде чем вынуждать лечить ими больных, никто не потрудился. Нас пытаются убедить в их полной эквивалентности оригинальным, но мы, имея печальный опыт использования дженериков (а в регионах это уже сплошной печальный опыт), не можем, закрыв глаза на очевидное, калечить наших больных.
Беда в том, что плохая переносимость препарата заявит о себе сразу. И что делать тогда? Ведь заменить его будет нечем. А вот недостаточная эффективность аукнется лишь через несколько лет. Тогда внезапно заметят, что у детей стали возникать рецидивы, что появилось много резистентных (устойчивых к лечению) опухолей. И наши результаты поползут вниз. А за этими цифрами - конкретные жизни детей, которых мы не сможем спасти из-за некачественных медикаментов.
Что могут врачи в такой ситуации? Мы будем открыто говорить пациентам (или их родителям) о грядущей замене, о том, что мы не имеем опыта работы с такими препаратами, а потому за переносимость, возникновение жизнеугрожающих осложнений и результаты лечения не можем нести ответственность. Надеемся, что и пациенты осознают опасность и выскажут свою позицию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции