Если присмотреться, то в них преимущественно отечественные препараты. Можно ли верить таким спискам и почему эти лекарства так называют?
Сергей Колесников, доктор медицинских наук, академик РАН, президент Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий:
Такое определение связано с так называемой доказательной медициной. Само это направление появилось совсем недавно и, как говорят, в нужное время: когда крупнейшим мировым фармацевтическим компаниям (их называют большой фармой) понадобилось активно продвигать свои препараты по миру. Лекарствами с доказанной эффективностью стали называть препараты большой фармы, которые прошли многоцентровые испытания в разных странах. А эффективность препаратов, прошедших клинические испытания у нас, не признавалась. При этом подразумевается, что их нужно убрать с рынка и заменить лекарствами крупных иностранных компаний.
На самом деле при таком подходе нужно признать неэффективным огромное количество препаратов, успешно применяемых сегодня во всём мире. Это те лекарства, которые вошли в обиход, когда никакой доказательной медицины ещё не было и многоцентровые исследования не проводились. Это же абсурд.
Многие из таких лекарств действительно испытывались не так строго, как принято сейчас. Ведь тогда были совсем другие правила регистрации препаратов, но они с успехом применяются 30, 40, 50 и более лет. Если бы эти лекарства были реально неэффективны, они бы давно ушли с рынка, врачи перестали бы их назначать, а пациенты принимать. Я называю такие препараты исторически эффективными. И никто не будет их испытывать снова по правилам доказательной медицины. Однако многие из них включены в официальные лечебные рекомендации не только в России, но и в США, и в других западных странах, они есть в руководствах ВОЗ. А споры о так называемых лекарствах с недоказанной эффективностью – это не забота о здоровье пациента, а разговоры на уровне лоббистов.
К сожалению, наши препараты отсекаются от западного рынка. Прибыль отечественных фармкомпаний составляет 10–15% от себестоимости лекарств, а фирм большой фармы – 50–80%. Благодаря этому одна такая компания каждый год может выделять от 5 до 10 млрд долл. на разработку и продвижение новых лекарств. Только представьте: одна компания выделяет деньги, составляющие 1/5 бюджета всего нашего здравоохранения. Естественно, у них огромные возможности по продвижению своих препаратов, и наши фармпроизводители не могут составить им конкуренцию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции