Галина Иванова, ведущий специалист по истории ГУЛАГа Института российской истории РАН:
— Всё зависит от того, станут ли платить таким осуждённым зарплату, будут ли её начислять без понижающего коэффициента. Допустят ли на работы независимых наблюдателей, будут ли рассматривать жалобы, предусматриваются ли право отказа от подобного труда, больничные листы, социальное страхование. На советских заключённых ничего этого не распространялось, пенсионные начисления им не шли. В ГУЛАГе этот вопрос даже не ставился. В 1929 г., когда ГУЛАГ только начинался, тоже обещали труд заключённых оплачивать по советскому Трудовому кодексу. Об этом заявлял Молотов. Но данную норму даже не попытались ввести в действие.
И только с 1948 г. заключённым начали платить, но понижающий коэффициент превращал зарплаты в копейки.
Если будут полностью соблюдаться нормативы Трудового кодекса и охраны труда, включая продолжительность рабочего времени, выходных дней, праздников и т. п., то такой труд Международной организацией труда не приравнивается к обязательному и принудительному, запрещённому Женевской конвенцией ещё в 1930-х гг. СССР присоединился к ней в 1956 г. И, значит, мы, российская общественность, с использованием такого труда будем вынуждены согласиться. Какие перегибы наиболее вероятны? Прежде всего превышение рабочего времени. Ненормированный рабочий день, работы в выходные и праздники, скорее всего, не будут оплачивать как сверхурочные. Но до рабского труда, конечно, не дойдёт, сегодня у людей уже другая психология...
Для ФСИН подобная ситуация удобна: возможность вернуть заключённых в колонию за нарушение режима позволяет держать их в повиновении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции