Проблема с крыльями
Как только люди начали пользоваться самолётами для авиаперевозок, сразу же встал вопрос о безопасности перелётов. И оказалось, что наибольшую угрозу «железным птицам» несут их живые крылатые собратья. Впервые факт столкновения воздушного судна и птицы был зафиксирован в штате Калифорния в 1912 году: чайка попала в рулевое управление и погубила и самолёт, и лётчика. За прошедшие десятилетия огромное количество аварий с человеческими жертвами и многомиллионными убытками произошло именно по вине птиц. Каждый год Международная организация гражданской авиации регистрирует более 5000 случаев столкновения самолётов с пернатыми. Многим памятна история о «чуде на Гудзоне». Самолёт американской авиакомпании, который вылетел из Нью-Йорка, на высоте чуть ниже тысячи метров столкнулся со стаей птиц. У лайнера были повреждены оба двигателя, и пилотам пришлось приводниться на реке Гудзон. Только благодаря профессиональному мастерству лётчиков остались в живых все 155 пассажиров.
Во всех аэропортах мира наземные службы борются с птицами, живущими близ аэродромов, как могут. Очищают прилегающую территорию, чтобы птиц не привлекали мусор и остатки пищи, патрулируют её с собаками, транслируют через биоакустическую систему звукозапись с тревожными криками ворон и чаек, отпугивают пернатых налётчиков с помощью пиротехники, звуковых пушек, зеркальных шаров и других приспособлений.
Особенно хорошо в борьбе с аэродромными птицами проявили себя «крылатые полицейские» — ястребы, соколы, филины и другие пернатые хищники. У нас они впервые появились 33 года назад сначала в Пулково, затем в Москве, потом ещё в нескольких наиболее птицеопасных аэропортах страны. Тогда же появились новая наземная служба авиационной орнитологии. Её сотрудники готовят птиц к работе и ухаживают за ними.
Ястреб — птица серьёзная
В международном аэропорту Нижний Новгород-Стригино в штатном расписании давно уже есть должность авиационного орнитолога.
«У меня даже фамилия птичья», — шутит орнитолог аэропорта Игорь Голубев, демонстрируя своего крылатого питомца, самку ястреба. Орнитолог ласкает птицу, приговаривая: «Не бойся, Марик, ты у нас хороший». Оказывается, здесь принято давать своим питомцам только мужские имена. Полуторагодовалая самка не обижается и с удовольствием откликается на Марика, главное, чтобы хорошо кормили.
В день хищнику Марику полагается на прокорм пять цыплят или одна большая крыса. «С осени граммов триста прибавил, — говорит о ястребе Голубев, — сейчас он весит 1,8 кг. Важно птицу не перекормить: зажирев, она не будет работать».
Раньше в Стригино отпугиванием ворон и чаек занимался сокол, но он уже, как выразился орнитолог, «на заслуженном отдыхе». Сейчас Игорь Голубев занимается выноской, то есть приручением Марика, чтобы к весне птица была готова заступить на патрулирование. Обитает «пернатый полицейский» в специально оборудованном для него вольере, куда посторонних стараются не допускать, чтобы не тревожить и не нервировать птицу.
Выноска ястреба — дело хлопотное. У хищника нужно сформировать положительные рефлексы между кормом и рукой орнитолога, чтобы он сидел на перчатке столько времени, сколько потребуется. Во время выноски птицу пеленают, как ребёнка, и носят с собой, не давая ей спать и есть до трёх суток.
В это время орнитолог и сам практически не спит. Зато хищник начинает доверять своему хозяину и потом всегда к нему возвращается.
«Ястреб — птица серьёзная, — улыбается орнитолог, держа на руке в толстой перчатке пернатого хищника. — Видите, как грозно сверкает жёлтым глазом? У ворон и чаек на генном уровне сидит страх перед ястребами. Поэтому одного появления этой птицы достаточно, чтобы распугать целую стаю».
Оказывается, раньше здесь пытались бороться с птицами, обитающими вокруг аэропортов, с помощью чучел совы или орла. Но обман не удался: вороны быстро распознавали, что чучело ничем им не грозит, смелели и даже растаскивали аэродромное пугало на перья.
«А нас с Мариком так и называют — пугало с дипломом», — смеётся Игорь Голубев.
Сколько стоит дрозд
Подготовка ястреба к службе происходит в разные сроки: одной птице нужно 3–4 дня, чтобы приучиться к своим обязанностям, а другая птица может и через полгода сорваться и улететь. Марик сидит на привязи на руке у орнитолога, вцепившись в неё острыми когтями, и машет крыльями. Если бы не толстая перчатка из телячьей кожи, вся рука Голубева была бы в шрамах. Он надеется, что к весне Марик будет полностью готов к несению службы.
По мнению орнитолога, весна и лето — самая горячая пора для работы. Понятно, что это связано с увеличением как количества воздушных перелётов, так и поголовья пернатых. Именно в тёплые месяцы года происходит больше всего катастрофических встреч птиц с лайнерами.
«Птицы ведь летают на малых высотах, — объясняет Голубев, — поэтому они могут угрожать самолёту столкновением, в основном, при взлёте и посадке. Когда самолёт садится со скоростью 300 км/час, то при столкновении с птицей она влетает в его фюзеляж или движок, как снаряд».
Попадание в двигатель даже мелкого дрозда может причинить непоправимый ущерб самолёту, например разрушить лопасти и вызвать пожар. Даже если всё не так катастрофично, то простой самолёта из-за неполадок, слив топлива из-за аварийной посадки или замены лопастей ведут к потере десятков тысяч долларов. «Цена такого дрозда может стать поистине золотой, — считает орнитолог. — Если с аэродромными птицами не бороться, то это может привести если не к человеческим жертвам, то к разорению авиакомпаний».
«В появлении вокруг аэродромов птиц виноваты во многом сами люди, — продолжает разговор Елена Сисина, и. о. директора по производству аэропорта «Нижний Новгород». — Очень важно, чтобы вокруг аэропортов не было свалок, которые привлекают воробьёв, дроздов и галок. Но даже если территория полностью очищена от всего, вдоль взлётных полос растёт трава, там водятся насекомые, которые становятся добычей птиц. Поэтому нужно использовать весь арсенал доступных средств, чтобы отпугивать пернатых. А мировая и отечественная практика использования пернатых хищников показывает, что этот метод борьбы очень эффективен».
Эффективный борец с чайками и галками ястреб Марик пока набирает вес, привыкает к руке орнитолога и учится не бояться шума двигателей. Вскоре «крылатый полицейский» встанет на страже безопасности взмывающих ввысь самолётов.