Примерное время чтения: 8 минут
40602

Загадка МС-21. Станет ли новый самолёт лайнером русской мечты?

Макет ближне-среднемагистрального самолёта МС-21. 2009 год.
Макет ближне-среднемагистрального самолёта МС-21. 2009 год. / Григорий Сысоев / РИА Новости

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект «Ближне-средний магистральный самолет МС-21», сообщает пресс-служба кабинета министров.

«Подписанным распоряжением предоставляются государственные гарантии на сумму до 400 миллионов долларов США в обеспечение исполнения обязательств ОАО «Корпорация "Иркут" по кредиту, привлекаемому в ОАО "Сбербанк России" на сумму до 400 миллионов долларов США и на срок до 10 лет в рамках генерального соглашения об открытии невозобновляемой рамочной кредитной линии на сумму более 1 миллиарда долларов США», — говорится в сообщении.

Общая стоимость инвестиционного проекта составляет 3,9 миллиарда долларов.

Как «Як» обошел конкурентов на вираже

История «проекта МС-21», который называют будущим отечественной гражданской авиации, началась в 2002 году, когда в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта.

На тендер были представлены три проект: Ил-214 (ОКБ Ильюшина), Ту-234 (ОКБ Туполева) и МС-21 (Совместный проект ОАО «Иркут» и ОКБ Яковлева). В основе проекта МС-21 лежала модель самолета Як-242, разработанная в ОКБ Яковлева еще в 1993 году, и представлявшая собой глубоко модернизированную модель самолета Як-42, эксплуатация которого началась еще в 1980 году.

Нужно заметить, что модель Як-42 была последним реализованным проектом гражданского самолета ОКБ Яковлева, и к моменту тендера, в отличие от своих конкурентов, «фирма Яковлева» имела 20-летнюю «творческую паузу».

Тем не менее, победителем тендера и обладателем 150 миллионов долларов из госбюджета стал именно проект МС-21.

В последующие годы в МС-21 были внесены существенные изменения — к ним приложило руку ОКБ Ильюшина, которое, однако, затем покинуло проект.

У стенда корпорации Иркут, представленной в российской экспозиции, на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. 2009 год
У стенда корпорации «Иркут», представленной в российской экспозиции, на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. 2009 год. Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо

Большие планы

Самолет МС-21 (Магистральный самолет 21-го века), по задумке разработчиков, должен заменить устаревшие советские модели, в первую очередь, Ту-154, а также потеснить зарубежные А-320 и «Боинг-737». МС-21 в различных модификациях вместе с еще одной новинкой отечественного авиапрома — лайнером «СухойСуперджет-100» в перспективе должен составить до 80 процентов всего парка самолетов гражданской авиации России.

МС-21 позиционируется как самолет, превосходящий зарубежных конкурентов в категории ближнее-среднемагистральных самолетов по большинству основных показателей. Единственный минус заключается в том, что конкуренты находятся в эксплуатации полтора — два десятилетия, а детище отечественного авиапрома никак не может сделать решительный шаг с эскизов в реальность.

Во многом это связано с неопределенностью и отсутствием четкого представления о том, какой именно самолет нужен России. Чиновников в течение многих лет бросает то в сторону тесной кооперации с «Боингом» и «Эйрбасом», то в сторону полной независимости. В итоге, к примеру, двигателя для нового лайнера разрабатывается сразу два — отечественный ПД-14 и американский PurePower PW1400G фирмы Pratt & Whitney.

Несмотря на то, что разговоры о проекте МС-21 велись на протяжении всего первого десятилетия XXI века, практическая его реализация началась лишь к его концу, когда приступили к испытаниям отдельных конструкций будущего лайнера.

Модель самолета Иркут МС-21 на стенде компании Объединенная Авиастроительная Корпорация на Международном авиационно-космическом салоне Фарнборо-2014
Модель самолета Иркут МС-21 на стенде компании «Объединенная Авиастроительная Корпорация» на Международном авиационно-космическом салоне «Фарнборо-2014». Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

Скоро сказка сказывается...

В июле 2010 года стало известно, что корпорация «Иркут» подписала твёрдый контракт на поставку 50 самолётов МС-21 малазийской компании Crecom. Общая сумма контракта составляет $3,4 млрд. Crecom заказала 25 самолётов МС-21-200 (на 150 пассажиров) и 25 МС-21-300 (на 181). Поставку самолетов планировалось осуществить в 2016–2020 годах. Однако спустя два года малайзийская компания добилась перевода твердого контракта в опцион.

На сегодняшний день твердые контракты на поставку МС-21 заключают в основном российские компании, хотя в планах у разработчиков были намерения серьезно потеснить конкурентов и на международной арене.

Сложно, однако, кого-то потеснить, имея благие намерения против давно летающих и хорошо себя зарекомендовавших самолетов. Тем не менее, в ОАО «Иркут» не теряют оптимизма. Летом 2013 года вице-президент компании по маркетингу и продажам Кирилл Будаев заявлял, что «Иркут» рассчитывает выпустить примерно 1080 самолетов МС-21 до 2035 года.

В начале 2014 года стало известно, что на Иркутском авиазаводе началось изготовление первых трех самолетов МС-21, предназначенных для статических и летных испытаний. Машины представляют собой базовую модель МС-21-300.

31 июля 2014 года пресс-служба ЦАГИ имени Жуковского сообщила о завершении первого этапа испытаний крупномасштабной модели самолета МС-21.

Кабина самолета Иркут МС-21 ( Магистральный Самолет XXI века ), представленного на Международном авиационно-космическом салоне Фарнборо-2014
Кабина самолета «Иркут МС-21» («Магистральный Самолет XXI века»), представленного на Международном авиационно-космическом салоне «Фарнборо-2014». Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

Первый полет — в 2015-м, серийное производство — в 2020-м?

Видно, что в последние пару-тройку лет дело ощутимо сдвинулось с мертвой точки. Но вопрос, когда МС-21 полетит, остается открытым.

На сайте корпорации «Иркут» говорится о том, что первый опытный полет по плану должен состояться в 2014 году, а в 2016 году должна начаться эксплуатация МС-21. Сайт Объединенной авиастроительной корпорации также подтверждает, что сертификация и начало эксплуатации авиалайнера намечено на 2016 год. При этом первый серийный МС-21 будет выпущен в 2017 году.

Однако вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин еще осенью 2013 года, посетив Иркутский авиазавод, сообщил, что первый опытный образец МС-21 (образец, а не крупномасштабная модель — прим.автора) сойдет с конвейера летом 2015 года. При этом Рогозин остался доволен темпами работ. Что касается летных испытаний, то они пройдут 2015-2016 годах. Ранее вице-премьер заявлял о том, что серийное производство МС-21 начнется в 2020 году.

Кстати, Дмитрий Рогозин после посещения Иркутского авиазавода сообщил, что новый авиалайнер пойдет в серийное производство под названием Як-242.

Наверное, это символично — выход в серийное производство в 2020году модели, разработка которой началась еще в 1993 году, наглядно демонстрирует размер пропасти, в которую рухнул отечественный авиапром в постсоветский период.

Для сравнения — разработка Ту-154, на смену которому должен прийти МС-21, началась в 1963 году, а первый полет новый лайнер совершил в 1968 году. Серийное производство самолета началось в 1970 году, а первый регулярный рейс с пассажирами состоялся в феврале 1972 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах