При этом вступление в силу закона решено перенести на год, явно главным образом потому, что правительству снова дается время на доработку пенсионной формулы – на этот раз до конца первого полугодия следующего года.
«Разрубить этот Гордиев узел нужно как можно скорее. Собственно, это и было сделано сегодня президентом на совещании в Ново-Огареве, когда он однозначно поддержал законопроект о пенсионной системе, предложив, при этом, отложить его введение до 1 января 2014г. Решение заслуживает уважение как волевое и однозначное, перенос же срока вступления закона в силу воспринимается как вынужденный: ведь еще в сентябре нынешнего года правительству Дмитрия Медведева президент Путин дал поручение, вернее, четкое указание - продумать варианты сокращения накопительной части пенсий с 6 до 2% уже в этом году, для того, чтобы новая система начала действовать со следующего года.», - пишет в своем блоге на «Эхе Москвы» Алексей Мухин, генеральный директор «Центра политической информации».
Напомним, что вопрос о накопительной части пенсии обсуждается уже давно, и до сих пор так нет ни одного четкого решения. Кроме упомянутого Мухиным распоряжения, Путин в сентябре также распорядился до конца года разработать нормативную базу для использования пенсионных средств в инфраструктурных облигациях. Однако решения, которого ждали от правительства, так и не последовало.
Между тем, экспертное сообщество согласно, что решение это, пусть и тяжелое, но принять необходимо. «Это решение действительно сокращает дефицит, но сокращает в среднесрочной перспективе. Эффект будет заметен через несколько лет. Ведущие НПФ показывают хорошую динамику по клиентской базе – вот эта часть пенсионной системы как раз заработала. Большинство населения по-прежнему «молчуны» - но это стандартная ситуация финансовой безграмотности населения», - говорит Владислав Кочетков, президент ИК «Финам».
«Сокращение накопительной части – это возврат к более солидарной системе, - рассуждает Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ, - Солидарная форма во всех странах есть, в тех, где значительная часть пожилого населения и низкая рождаемость, и это проблема не только наша. И я так понимаю, что удовлетворительного решения нигде не найдено».
В Ново-Огарево президентпрежде всего указал правительству на то, что его распоряжения до конца не выполнены. «Путин сообщил, что принятие закона, развивающего накопительную систему, напрямую связано с принятием пенсионной формулы. "Она, к сожалению, не готова - так же, как и некоторые другие нормативные акты", - констатировал президент».
Почему же так были затянуты сроки? Алексей Мухин дает такой ответ: «по всей видимости, «тусовочно-дискуссионный режим» работы правительства не позволил его членам ни принять единую точку зрения, ни выработать соответствующие рекомендации, которые могли бы удовлетворить, как президента, так и пенсионеров: воз, что называется, и ныне там, несмотря на вышедшие сроки исполнения поручения».
Что может стоять за этим? Эксперты считают, что правительство не хочет брать на себя ответственность за принятие такого сложного и не популярного решения. «Ведомства каждый раз предлагают новые варианты. В данной дискуссии не все понятно: куда, как двигаемся, главное — каков результат», - рассуждает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Еще более четкую картину обрисовывает показывает Мухин: «глава правительства планирует перенести всю полноту ответственности за принимаемое решение на президента РФ, сознательно или нет провоцируя его на резкие понуждающие действия в адрес исполнительной вертикали. Причем, в этом, с позволения сказать, проекте оказались задействованы и информационные ресурсы либерального толка, нагнетающие атмосферу форс-мажора и подчеркивающие субъективность принимаемого решения».
При этом Мухин предупреждает, что членам правительства не стоит потом удивляться, что у первого лица потом могут возникнуть «вопросы к такому «безответственному» кабинету министров». Можно предположить, рассуждает политолог, что Путин ожидал от своих подчиненных вовсе не лояльности, а компетентности и профессионализма. А это значит - в указанные сроки предложить варианты решения поставленных задач и взять на себя ответственность за возможные последствия от предложенных решений.
Ситуация с принятием пенсионной реформы вскрыла по сути другую проблему: «сейчас речь идет об эффективности работы управленческого аппарата, в нашем случае – правительства РФ и о его нежелании брать ответственность за принятие решения на себя», - пишет Мухин; и констатирует, сравнивая прежний и нынешний кабинеты министров, что «первое серьезное испытание продемонстрировало то, что «медведевцы» пока явно уступают «путинцам» в эффективности».
Последствия тут могут быть самыми неоднозначными. «Это состояние умов членов нынешнего кабинета министров вполне может спровоцировать более решительное вмешательство верховной власти в процесс. Время, вероятно, еще не настало, но, вполне возможно, скоро настанет» - резюмирует Мухин.