Начало года ознаменовалось серией скандалов, связанных с дебошами нетрезвых пассажиров авиакомпаний. В Госдуме планируют решить проблему, запретив законодательно проносить на борт любое спиртное. Авиаперевозчики считают необходимым ввести целый комплекс мер и, в частности, «черные списки» деструктивных пассажиров.
У крупнейшего российского авиаперевозчика – компании «Аэрофлот» – тоже есть условный «черный список». Как написал в Twitter генеральный директор компании Виталий Савельев, в данном списке уже 1821 человек. Однако Савельев уточняет: «Но мы не можем отказывать им в перевозке, так как нет законных оснований». Чтобы изменить ситуацию, необходима комплексная программа, о мерах которой АиФ.ru и рассказал Виталий Савельев.
«АиФ.ru»: – Почему компания «Аэрофлот» так настойчиво говорит о необходимости «черного списка»?
В.Т.: – «Аэрофлот» выступает за такую меру уже в течение трех лет и особенно активно я лоббировал ее весной прошлого года. Сегодня этот шаг представляется особенно актуальным, а ситуация – просто вопиющей: сообщения о безобразных выходках так называемых деструктивных авиапассажиров появляются практически каждый день.
Однако эти сообщения лишь в минимальной степени отражают истинную глубину проблемы. На деле количество подобных инцидентов исчисляется ежегодно тысячами, и по большей степени они не становятся достоянием общественности (не так давно находившийся «не в духе» пассажир вылил нашей бортпроводнице на голову сок, да еще и ударил ее).
Реагировать на безобразия надо, если мы не хотим их повторения. «Аэрофлот» страдает от деструктивных пассажиров, хотя и заметно реже других перевозчиков (буянят в основном пьяные пассажиры на борту чартеров, которые специализируются на туристических рейсах). Однако мы считаем, что наш долг как флагмана российской гражданской авиации – бороться за меры, отвечающие интересам отрасли в целом и повышающие ее безопасность. Поэтому убежден: «черный список» деструктивных пассажиров сегодня – реальная необходимость, причем его должна создавать не каждая авиакомпания только для себя, он должен стать общим для всей отрасли.
«АиФ.ru»: – Какого результата вы рассчитываете добиться с помощью этого списка? Не боитесь ли, что он будет настороженно воспринят пассажирами в целом?
В.Т.:– Во-первых, исхожу из того, что подавляющая часть наших пассажиров – нормальные, адекватные, законопослушные люди со стабильной психикой и высокой культурой поведения. Как показывает простой анализ, «буйных» пассажиров не так много, но они являются постоянной «головной болью» для воздушного транспорта, поскольку склонны к «новым подвигам» при всяком подходящем для этого случае. Так пусть же не путешествуют инкогнито – любой перевозчик имеет право «знать героя в лицо». А подавляющему числу пассажиров опасаться попадания в «черный список» нечего – наоборот, как показывают предварительные опросы, большинство выступают за дополнительные меры, которые помогут утихомирить буйство отдельных воздушных путешественников.
Во-вторых, «черный список» станет не только достаточным основанием в дальнейшем отказать нарушителю спокойствия в перевозке, но и своего рода мерой публичного порицания, гражданского осуждения. Согласен, это мера достаточно суровая, но вполне адекватная для того, кто не просто испортил настроение экипажу и попутчикам, но и создал реальную угрозу их жизни.
В-третьих, «Аэрофлот» вовсе не выступает за то, чтобы клеймо было вечным. Можно определить максимальный срок попадания в «черный список», например, от трех до пяти лет. Никакого наступления на гражданские права человека в данном случае не вижу. Ведь для того, чтобы лишиться водительских прав на земле, достаточно выпить и одну рюмку спиртного, и подавляющая часть общества считает такое наказание вполне адекватным. В нашем же случае речь идет чаще всего о пьяном разгуле, угрозах и рукоприкладстве, разбитых лицах, причем на высоте 10 тысяч метров, когда любая помеха чревата катастрофическими последствиями для множества людей.
«АиФ.ru»: – Что является главным препятствием для введения «черного списка» пассажиров? Каков опыт в этом деле западных авиакомпаний, и в какой мере вы собираетесь ему следовать?
В.Т.:– В настоящее время Воздушный кодекс запрещает российским авиакомпаниям создавать и публиковать подобные «черные списки». Поэтому без определенных законодательных поправок не обойтись.
Вместе с тем, не секрет, что «черные списки» буйных авиапассажиров официально ведут многие европейские авиакомпании. У других перевозчиков есть списки неофициальные. Управление по безопасности на транспорте (TSA) в США имеет «черный список» лиц, которым заказан путь на борт воздушных судов по подозрению в склонности к терроризму. Есть практика составления «черных списков» и в Китае, причем довольно жесткая. Заметьте, для попадания в такие списки некоторых авиакомпаний не нужно совершить нечто, граничащее с уголовщиной. В некоторых случаях достаточно закурить в туалете, отказаться подчиниться требованию бортпроводника, отстегнуть ремень безопасности раньше времени. И попадает человек в «черный список» не на три года, а лет на десять или на срок, «который сочтет нужным авиакомпания», вплоть до пожизненного.
Вот что сказал, например Ричард Брэнсон, глава компании Virgin Atlantic и признанный гуру гражданской авиации: «Авиакомпании и турагентства по всему миру должны предпринять совместные действия, чтобы пожизненно «приземлить» любого, кто прибегает к насилию. Подобные драконовские меры необходимы для того, чтобы человек хорошенько подумал, прежде чем допустит такие фокусы на борту воздушного судна».
На мой взгляд, очень разумные слова. Хотя, повторяю, наше предложение звучит все же мягче. И еще: включение в «черный список» будет производиться лишь после всестороннего и беспристрастного изучения каждого инцидента.
«АиФ.ru»: – Есть и другие меры для того, чтобы не допустить пьяных дебошей на борту воздушных судов. Что скажете об инициативе запрета о проносе спиртного на борт воздушного судна?
В.Т.:– Мера, несомненно, нужная, но явно недостаточная. Согласен, пассажир не напьется из «своей» бутылки в самолете, но что помешает ему сделать это в зале ожидания? Тем более о том, что такая практика уже существует, свидетельствуют недавние сообщения из Шереметьева. Убежден: полумер недостаточно, нужна комплексная программа, жестко отсекающая неуправляемых пассажиров от воздушного транспорта.