Примерное время чтения: 8 минут
571

Ложь на вес золота. Как заработать миллионы на дезинформации?

Мощная «бомба» в виде новости об отставке главы РЖД Владимира Якунина, взбудоражившая не только общество, но и властные верхи, не является чем-то необычным.

Технология бунта

Уже в течение нескольких веков люди знают, что информация, полученная раньше других, может служить эффективным средством в политической борьбе. Ровно таким же, а возможно, и ещё более эффективным средством является заведомая дезинформация, выданная в нужное время и в нужном месте.

Классической схемой использования дезинформации в политике были бунты в России в XVI–XVII веках. Как правило, накалённую социально-экономическими сложностями обстановку взрывали сообщения о некоем вопиющем произволе, заставлявшие народ хвататься за вилы и топоры.

Для поднятия народа на бунт использовался так называемый набатный колокол, на звон которого сбегалось население городов. В этот момент подстрекатели сообщали собравшимся ложную новость, толкавшую их на штурм государственных учреждений.

Практически все московские восстания периода Смутного времени происходили после того, как некие «информированные источники» сообщали людям о произволе правителя. Лжедмитрий Первый, входивший в город после инспирированного боярами восстания москвичей против мнимого «произвола Годуновых», сам стал жертвой мятежа, организованного по той же схеме – народу говорили о том, что царь задумал перекрестить страну в католичество.

Фрагмент картины Николая Неврева «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма», 1874 год

За «народными выступлениями» стояли влиятельные государственные сановники, ведшие таким образом политическую борьбу.

Собственно, сам институт российского самозванчества, получивший широкое и бурное развитие, родился из слухов о «чудесном спасении» царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Успешная деятельность целой плеяды Лжедмитриев стала возможной благодаря успешно поддерживаемым в обществе слухам.

По окончании Смутного времени использование дезинформации как политического оружия не прекратилось.

Например, в 1682 году, после смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича, новым монархом был провозглашён малолетний Пётр Алексеевич, будущий император Пётр Первый. Сделано это было в обход его брата Ивана Алексеевича, ввиду болезненности и слабых умственных способностей последнего.

За Петром Алексеевичем стояли Нарышкины, родственники второй жены царя Алексея Михайловича. Однако им противостояли родственники первой супруги царя Тишайшего – Милославские, которые поддерживали царских детей от первого брака: царевича Ивана и царевну Софью.

Милославские подняли возмущение среди стрельцов и горожан, сообщив им, что Нарышкины убили царевича Ивана, то ли отравив, то ли задушив его. Разъяренная толпа ворвалась в Кремль, растерзав нескольких сторонников Нарышкиных прямо на глазах у малолетнего Петра.

Бунт всё же удалось усмирить, однако царями объявлены сразу двое – Иван и Пётр, а регентом до их совершеннолетия стала царевна Софья.

Гений Ротшильда

С развитием капитализма ложная информация оказалась эффективным оружием в биржевых спекуляциях.

В 1815 году рынки Европы замерли, ожидая вестей из-под Ватерлоо, где союзные войска сошлись в битве с Наполеоном. В начале сражения преимущество оказалось на стороне у французов, и многие наблюдатели поспешили сообщить о победе Наполеона.

Натан Ротшильд, торговавший на бирже после битвы под Ватерлоо. Изображение с сайта wikipedia.org

Однако представитель клана Ротшильдов, наблюдавший битву, видел подход прусских войск и разгром французов. Информацию о победе союзников и бегстве Наполеона в Брюссель курьер доставил в Лондон почти на сутки раньше официального рапорта английского военачальника Веллингтона.

Зная о победе англо-прусских войск, Ротшильды тем не менее подтвердили слухи о победе Наполеона, начав продавать акции и спровоцировав обвал и панику на бирже. Когда цены на акции упали до минимальных значений, представители Ротшильдов произвели их скупку. Когда же был официально озвучен рапорт Веллингтона и цены на акции взлетели вверх, оказалось, что Ротшильды заработали на этой комбинации астрономическую для того времени сумму – 40 миллионов фунтов стерлингов.

Подобная схема использования информации и дезинформации в бизнесе стала классической. Писатель Александр Дюма-отец привёл её в романе «Граф Монте-Кристо». Главный герой произведения, стремясь разорить своего недруга банкира Данглара, с помощью подкупленного телеграфиста «вбрасывает» ложную информацию о бегстве короля Испании из-под контроля французов и восстании в Барселоне. Новость вызывает обвал на бирже, а последующее её опровержение и новое изменение цены акций приводят врага графа Монте-Кристо к многомиллионным потерям.

Миллиард за секунду

В начале XXI века благодаря Интернету скорость распространения информации увеличилась многократно, и многомиллионные заработки и убытки, благодаря информационным вбросам, становятся делом считанных минут. Причём зачастую не удаётся даже точно определить, в чьих интересах вбрасывается дезинформация, поскольку заинтересованные лица предпочитают оставаться в тени.

Примером подобного рода информационной диверсии политико-экономического характера стал взлом «Твиттера» информационного агентства Ассошиэйтед Пресс, на котором было размещено сообщение о том, что в Белом доме прогремело два взрыва, в результате чего президент США Барак Обама был ранен.

Немедленно разлетевшаяся новость в считанные минуты, прежде чем успело появиться опровержение, привела к обвалу на фондовых рынках. Индекс Dow Jones обрушился на 145 пунктов (почти на 1 процент), в результате компании, входящие в индекс, потеряли в стоимости 200 миллиардов долларов.

Сразу после опровержения информации индекс снова пошёл вверх, но тот, кто, по примеру Ротшильда, знал, что ранение Обамы – «деза», за считанные секунды мог сколотить огромный капитал.

«Панические атаки» журналистов

Иногда, впрочем, появление ложной информации, вызывающей панику и хаос, вызвано не чьим-то злым умыслом, а неуместным «креативом» журналистов.

30 октября 1938 года в эфире радиостанции CBS была передана настолько правдоподобная радиопостановка по роману Герберта Уэллса «Война миров», что более миллиона жителей северо-востока США поверили в нападение марсиан и ударились в панику. Телефонные линии были перегружены в пять раз, а автомобильные пробки из Нью-Йорка, Трентона и Филадельфии растянулись почти на 100 километров.

Михаил Саакашвили Михаил Саакашвили. Фото: www.russianlook.com

В марте 2010 года грузинский телеканал «Имеди» сообщил о том, что российские войска в ответ на теракт против главы Южной Осетии Эдуарда Кокойты перешли границу и вторглись в Грузию. В дальнейшем сообщалось о гибели президента Саакашвили, захвате Тбилиси и создании Народного правительства во главе с Нино Бурджанадзе. Лишь спустя полчаса телекомпания сообщила, что это был «специальный репортаж о возможном развитии событий в Грузии в случае российской интервенции».

В результате этого постановочного репортажа в Грузии началась паника, люди стали покидать свои дома, уезжая из «зоны боевых действий». Граждане создали очереди в магазинах и на заправках, в несколько раз увеличилось количество вызовов скорой помощи, по крайней мере один человек скончался от сердечного приступа.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах