Примерное время чтения: 12 минут
17298

Казус Качиньского. Всё о катастрофе Ту-154 под Смоленском без мифов

Место крушения Ту-154 под Смоленском.
Место крушения Ту-154 под Смоленском. / Илья Питалев / РИА Новости

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) ещё раз назвал причину крушения самолёта Ту-154 ВВС Польши, в результате которого погибли 96 человек, включая президента республики Леха Качиньского.

По словам председателя комиссии МАК по расследованию авиакатастрофы Алексея Морозова, лайнер снизился до опасной высоты и столкнулся с деревом.

«Причиной происшествия явилось снижение самолёта при принятии экипажем подобного решения, несмотря на отсутствие визуального контакта с наземными ориентирами, ниже безопасной высоты в 100 метров», — цитирует Морозова «РИА Новости».

Из записей «чёрных ящиков» ничего не вырезали

Российский специалист в большом интервью «РИА Новости» ещё раз подробно рассказал о ходе расследования и вновь опроверг выдвигаемые властями Польши предположения об иных причинах катастрофы.

В частности, Морозов опроверг утверждения поляков об исчезновении из расшифровки польского чёрного ящика трёх секунд, а из российского — пяти секунд. 

«Расшифровка польского самописца ATM-QAR производилась в Республике Польша. Было установлено, что запись на нём прекратилась на 2,5 секунды раньше, чем на штатных самописцах (польский самописец не был аварийным, то есть защищённым, поэтому после получения значительных повреждений недостоверность или отсутствие информации на нём вполне объяснимы). Возможно, именно это и является источником информации о неких „исчезнувших“ трёх секундах, — сказал Морозов. — Однако тут важно обратить внимание на то, что эти три секунды находятся в самом конце записи и относятся к интервалу времени уже после столкновения самолёта с препятствием (берёзой), приведшим к началу его интенсивного разрушения. То есть к периоду времени, когда уже происходили необратимые последствия катастрофы и её уже невозможно было предотвратить».

Что касается штатного защищённого параметрического самописца, то, по словам Морозова, в окончательном отчёте комиссии МАК приведена полная расшифровка записи на всём зарегистрированном интервале вплоть до прекращения электропитания самописца. Никакие пять секунд из данной записи никуда «не исчезали».

Российские диспетчеры не провоцировали катастрофу, а пытались её предотвратить

Версия об «умышленном провоцировании катастрофы» российскими авиадиспетчерами опровергается тем, что ещё при полёте польского самолёта над Белоруссией российская сторона сообщила пилотам: метеоусловия не позволяют произвести посадку на аэродроме в Смоленске. Разрешение на пробный заход на посадку диспетчерами было дано лишь до безопасной высоты 100 метров. Дальнейшее снижение было исключительно инициативой экипажа.

Согласно существующим правилам, командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельное решение о возможности посадки с возложением на себя полной ответственности за принятое решение. Вопреки предупреждениям российских диспетчеров, командир воздушного судна начал снижение, которое закончилось катастрофой.

По словам специалиста МАК, версия польской стороны о взрыве в воздухе не подтверждается ни характером разброса обломков, ни их состоянием, ни записями объективного контроля.

МИД РФ: останки погибших Польша приняла без претензии

В свою очередь, представитель МИД России Мария Захарова ответила на обвинения польской стороны в том, что части останков погибших в смоленской авиакатастрофе были перепутаны во время транспортировки.

Как заявила Мария Захарова, при проведении следственных действий по опознанию тел погибших в катастрофе Ту-154М под Смоленском польская сторона не высказывала претензий к России относительно проведённых мероприятий и их результатов. Варшава подписала соответствующий документ. 

МИД России опубликует в своих аккаунтах в социальных сетях скриншот копии протокола о некоторых вопросах опознания тел погибших при крушении польского борта № 1.

Останки погибших, как напомнила Мария Захарова, находились в России с 10 по 12 апреля 2010 года. При этом Польша торопила Россию с их выдачей. Идентификацию останков проводила польская сторона.

10 апреля 2010 года: как это было

Катастрофа самолёта президента Польши Леха Качиньского произошла 10 апреля 2010 года. За прошедшие семь лет обстоятельства случившегося были разобраны буквально под микроскопом.

Утром 10 апреля 2010 года «борт номер один» 36 специального авиационного полка воздушных сил Польши вылетел из Варшавы в Смоленск. На борту построенного в СССР самолёта Ту-154М находилась делегация Польши во главе с президентом Лехом Качиньским. Пилотировал лайнер польский экипаж из авиаотряда президента.

Делегация направлялась в Катынь, дабы принять участие в памятных мероприятиях, приуроченных к семидесятилетию так называемого «катынского расстрела».

Самолёт президента Качиньского должен был приземлиться на аэродроме «Смоленск-Северный». Изначально этот аэродром предназначался для приёма военной авиатехники, что представляет некоторые сложности для гражданских пилотов. Впрочем, гражданские самолёты приземлялись в «Смоленске-Северном» регулярно и успешно.

Но 10 апреля в районе аэродрома сложились крайне сложные метеоусловия. Облачность и видимость оказались ниже допустимого метеоминимума, необходимого для осуществления посадки.

Диспетчер аэродрома «Смоленск-Северный» сообщил экипажу самолёта о том, что «условий для приёма нет». Согласно существующим правилам, окончательное решение о том, осуществлять ли посадку, принимает командир воздушного судна.

Экипаж Ту-154М связался с экипажем польского Як-40, который сел в «Смоленске-Северном» незадолго до прибытия президентского борта. Пилоты Як-40 также подтвердили, что условия на аэродроме не соответствуют необходимым для посадки.

Тем не менее командир Ту-154М предпринял попытку посадить самолёт. При заходе на посадку пилоты отклонились от курса, задели деревья примерно в километре от взлётно-посадочной полосы, после чего самолёт рухнул на землю.

В результате падения погибли все 96 человек, находившиеся на борту.

«Он взбесится, если ещё...»: почему пилот пошёл на смертельный риск

Расследование обстоятельств трагедии началось немедленно, учитывая высокую международную значимость происшедшего.

К работе по расследованию была подключена и польская сторона. Российские власти были заинтересованы в том, чтобы развеять подозрения в какой-либо причастности к гибели главы соседнего государства.

В распоряжении экспертов оказались записи переговоров пилотов с диспетчером, данные «чёрных ящиков», а также обломки Ту-154М.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в январе 2011 года обнародовал выводы своего расследования. Главной причиной катастрофы были названы неправильные действия экипажа, который в сложнейших метеоусловиях принял решение о посадке, при этом допустил ошибки при снижении и проигнорировал сигналы системы предупреждения об опасном сближении с землёй.

Данные телеметрии показывали, что до самого момента катастрофы Ту-154М был исправен.

Изучение записей переговоров пилотов позволило сделать вывод, что командир воздушного судна Аркадиуш Протасюк пошёл на посадку при отсутствии необходимых условий, опасаясь гнева главы государства.

Давило на пилота и то, что во время посадки в кабине находились директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казана и командующий воздушными силами Польши Анджей Бласик. Визит этих лиц, которым в кабине находиться не полагалось, мог быть вызван только одним: настоятельным требованием президента Польши совершить посадку, несмотря на видимость. Эксперты, расшифровывавшие переговоры экипажа, услышали отрывок фразы: «Он взбесится, если ещё...» В данном контексте речь могла идти только о президенте, которого сообщение об уходе на запасной аэродром вывело бы из равновесия.

Почему самолёт президента Польши не должен был летать в Смоленск

Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, выделив, однако, в качестве фактора происшествия недостаточное аэронавигационное обеспечение полёта со стороны диспетчеров аэродрома «Смоленск-Северный», и указала на недостатки в техническом обеспечении аэродрома.

Сделано это было, судя по всему, по одной причине: из желания показать, что в гибели президента Польши виновата не только польская сторона. 

Публикация окончательных отчётов МАК и польской комиссии состоялась в 2011 году. В марте 2012 года Верховная контрольная палата Польши опубликовала свой доклад, в котором говорилось, что с 2005 года визиты высших руководителей Польши с использованием специального авиатранспорта ВВС страны осуществлялись без соблюдения достаточного уровня безопасности. Эксперты пришли к выводу, что при соблюдении всех правил президентский самолёт вообще не должен был приземляться в аэропорту «Смоленск-Северный», поскольку тот не входил в польский реестр действующих аэродромов для воздушных средств в статусе HEAD (для VIP-персон).

Таким образом, точка в этой истории была поставлена ещё пять лет назад. Всё, что происходило дальше и продолжается до сих пор, — особенности польской политики.

«Комиссия Мацеревича»: кто заставил краснеть польских прокуроров

Главными противниками официальной версии катастрофы стали члены партии «Закон и справедливость», чьим лидером и идеологом в течение долгого времени был Ярослав Качиньский, экс-премьер и брат-близнец погибшего президента. Представители этой партии настаивали на том, что президент Польши стал жертвой «российского заговора».

В 2015 году партия «Закон и справедливость» победила на парламентских выборах. С этого момента началось новое польское расследование, которое продолжается до сих пор.

Ещё в 2010 году была сформирована парламентская группа по выяснению причин смоленской катастрофы. Её главой стал Антоний Мацеревич, политик, при упоминании имени которого в Варшаве многих передёргивает.

Мацеревич утверждал, что на основании заключений экспертов ему удалось доказать, что «катастрофа в Смоленске была спланирована российскими спецслужбами для восстановления влияния на бывшей территории империи и согласована с Германией».

Прокуратура Польши, проверяя выводы «комиссии Мацеревича», установила, что её главный эксперт — профессор Веслав Биненда — не знал даже о том, каков размах крыльев у Ту-154М. Ещё один эксперт, профессор Обрембский, погрузил прокуроров в глубокий шок, сообщив, что владеет всей полнотой навыков для расследования: в детстве он клеил модели самолётов и однажды лично видел взрыв бытового газа.

Разумеется, польская прокуратура на этом проверку закончила, дабы не позориться самой и не позорить пана Мацеревича.

Пан министр обвиняет Россию в терроризме

Но в 2015 году, после победы «Закона и справедливости» на выборах, Мацеревич получил пост министра обороны Польши. И вновь затеял расследование катастрофы 2010 года.

В марте 2016 года, выступая на международной конференции «Современная политика: конфликты и терроризм», Мацеревич заявил: «Только независимая Польша может в полный голос заявить о катынском геноциде. В 2009 году ещё казалось, что это так. Однако мы обнаружили, что попытка поднять этот вопрос вызвала реакцию, которой не ожидал никто в мире. Эта реакция принесла смерть всей польской элите. Я имею в виду гибель польской делегации под Смоленском».

«Терроризм является порождением социалистическо-советских идей и не существовал в истории западного христианского мира, — продолжил Мацеревич. — Мы прекрасно видим это на примере истории последних 10 лет. Без сомнения, вооружённому нападению на Грузию предшествовала внутренняя диверсия. Без сомнения, целью того, что случилось под Смоленском, было лишение Польши лидерства, которое вело нас к независимости. Очередным шагом было нападение на Украину, оккупация промышленной части страны, крушение самолёта малазийских авиалиний, вмешательство в ситуацию в Сирии».

Осенью 2016 года новая комиссия по расследованию катастрофы объявила: самолёт с президентом Польши Лехом Качиньским на борту начал разрушаться ещё в воздухе. Сигнал о неисправности двигателя был зарегистрирован на высоте 15 метров. При этом с польского регистратора, установленного на воздушном судне, якобы исчезли три секунды записи, с российского — пять секунд. Информация о сигнале неисправности двигателя якобы содержалась именно в вырезанной части. Кроме того, Генпрокуратура Польши объявила о начале повторной эксгумации останков жертв авиакатастрофы под Смоленском.

«Это выставляет Польшу на посмешище»

Надо сказать, что в самой Польше у многих к происходящему отношение негативное. Глава парламентской фракции «Гражданская платформа» Славомир Нойманн, комментируя весной 2016 года возобновление Мацеревичем расследования катастрофы в Смоленске, заметил в эфире польского радио: «Это будет что-то невероятное, потому что мы снова услышим об искусственном тумане, железной берёзе и колбасках, взрывающихся при готовке. Такой цирк, который создаёт Мацеревич, не нужен. Это выставляет Польшу на посмешище».

Гжегож Схетына, бывший глава МИД, лидер крупнейшей оппозиционной партии Польши «Гражданская платформа», осенью 2016 года назвал деятельность новой комиссии «неловким спектаклем»: «Большие объявления, большой шум. А оказывается, что позор, что ничего нет. Мы сейчас слышим о „фальшивых голосах“ или „фальсификации записей в чёрных ящиках“. Это дальнейший спектакль самокомпрометации министра Мацеревича и членов комиссии».

Глава Государственной комиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Мачей Ласек заявил, что никакие фрагменты из записей чёрных ящиков польского президентского авиалайнера Ту-154М не вырезались.

По его словам, эти выводы — «следствие нехватки знаний и опыта» у членов подкомиссии. «Ни члены комиссии, ни прокуратура не обнаружили никаких следов манипуляций», — констатировал эксперт. По мнению Ласека, расследованием занимаются люди, никогда не исследовавшие авиапроисшествия.

Почему это не прекратится?

Всё дело в том, что у нынешнего польского расследования нет задачи установить истину. Есть задача доказать, что «во всём виновата Россия». В связи с этим обстоятельством никакие убедительные доводы профессионалов, аргументированно опровергающих так называемые «версии», ситуацию не исправят.

Спекуляции вокруг «самолёта президента» в Польше завершатся не раньше, чем в Варшаве сменится власть. А пока время удивительных историй продолжается.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах